Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Виктории Ивановны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарова В.И. обратилась в суд к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения (МЖКХ Хабаровского края), указав, что её мать ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО3, лишен родительских прав в 2014 году. Постановлением главы Муниципального образования поселка Софийск Верхнебуреинского района Хабаровского края от 01.09.2004 N20 истцу назначен опекун - Чебыкина 3.А. В 2014 году фамилия истца Дохняк изменена на - Макарова, что подтверждается свидетельством о смене имени 1-ДВ N от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 27.06.2016 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Макаровой В.И, 08 мая 2000 года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Комсомольске-на-Амуре, размером не менее 18 кв.м. общей площади.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 апреля 2020 года исковые требования Макаровой Виктории Ивановны удовлетворены. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Макаровой Виктории Ивановне, 08.05.2000 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 квадратных метров в пределах города Комсомольск-на-Амуре по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 апреля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель МЖКХ Хабаровского края просит отменить решение первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку действующее законодательство не предусматривает внеочередной порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, предоставление жилого помещения таким лицам с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства. Также ссылается на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является главным распорядителем бюджетных средств на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность края.
В письменных возражениях Макарова В.И. полагала вынесенные судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель МЖКХ Хабаровского края, Макарова В.И. в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанциями при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Макарова В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении II-ДВ N.
Вступившим в законную силу решением Шимановского районного суда Амурской области от 13.02.2014 ФИО3 лишен родительских прав в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы муниципального образования поселка Софийск Верхнебуреинского района Хабаровского края Макарова В.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения определена под опеку ФИО5.
Распоряжением Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края N812-р от 27.06.2016 следует, что Макарова Виктория Ивановна включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно справке от 09 сентября 2019 года, выданной ФГБОУ ВО "АмГПГУ", Макарова Виктория Ивановна является студенткой 2 курса очной формы обучения.
Следовательно Макарова В.И. относится к лицам, из числа детей- сирот, на нее распространяются нормы Федерального закона N 159- ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.39 Конституции РФ, ст. 8, 5 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сир от и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 92, 98, 99 ЖК РФ, Законом Хабаровского края от 10.12.2012 г. N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", Законом Хабаровского края от 25.06.2014 г. N 370 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края", Законом Хабаровского края от 13.10.2005 г. N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", установив, что Макарова В.И. закрепленного за собой жилья не имеет, пришел к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилья в виде благоустроенной квартиры, отвечающей установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. Учитывая то, что Макарова В.И. проживает и обучается в гор. Комсомольске- на-Амуре, жилое помещение должно быть предоставлено по месту проживания и трудоустройства, то есть в черте гор. Комсомольск-на-Амуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
На основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 8 вышеназванного Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" установлено, что лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона (дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения - 18 квадратных метров.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, не влекут отмену судебных постановлений.
Суд верно указал, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 N95 определено уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края и принятия решения о предоставлении указанных жилых помещений в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что данное министерство является участником спорных правоотношений.
Доводы заявителя о том, что федеральным законодательством не закреплена обязанность Министерства при недостаточности свободного жилищного фонда для удовлетворения требований лиц, право на получение жилых помещений которых удостоверено судебным актом, а также лиц, право на получение жилых помещений которых основано лишь на требованиях нормативных актов (включенных в список), но не обратившихся в органы судебной власти, удовлетворять требования взыскателей по исполнительным документам в приоритетном порядке, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Ни ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Не содержат такого положения и иные законодательные акты Российской Федерации.
Действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная процедура также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, судебная коллегия, соглашаясь с выводами нижестоящих инстанций, приходит к выводу, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать, представленные сторонами доказательства.
Мотивы, по которым указанные доводы отклонены, приведены в апелляционном определении и оснований считать их неправильными не усматривается.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 15 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.