Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И. и Войтко С.Н, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Мироновой Елизаветы Сергеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 ноября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Миронова Е.С. (ранее - Полякова) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Абакана и бюджетно-финансовому управлению администрации города Абакана о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Абаканского городского суда от 18 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 24 мая 2019 года, на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированное жилое помещение. Исполнительное производство возбуждено 29 августа 2019 года, однако до настоящего времени решение суда не исполнено, общая продолжительность неисполнения судебного акта составила более одного года. Как полагала Миронова Е.С, такая продолжительность исполнения судебного акта нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, ссылаясь на судебную практику Европейского суда по правам человека, просила обязать администрацию города Абакана и бюджетно-финансовое управление администрации города Абакана выплатить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты".
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено публично-правовое образование - муниципальное образование город Абакан, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 13 ноября 2020 года административное исковое заявление Мироновой Е.С. удовлетворено частично. С муниципального образования город Абакан в лице бюджетно - финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Мироновой Е.С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе административный истец просит состоявшийся судебный акт в части размера присужденной компенсации отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы утверждает о несоответствие выводов суда в оценке действий административных ответчиков фактическим обстоятельствам дела, а также полагает необоснованным вывод суда о завышенности размера компенсации при фактическом неисполнении решения суда в течение 12 календарных месяцев с даты возбуждения исполнительного производства. По мнению Мироновой Е.С, значимость последствий нарушения для нее, а также практика Европейского Суда по правам человека при определении размера компенсации судом учтены не были.
В поданных возражениях представитель администрации города Абакана и бюджетно-финансового управления администрации города Абакана, а также представитель министерства финансов Республики Хакасия обосновывают несостоятельность апелляционной жалобы и просят отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Абаканского городского суда от 18 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 24 мая 2019 года, по гражданскому делу N на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить Поляковой Е.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 20 кв.м.
29 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия на основании исполнительного листа, выданного 30 мая 2019 года Абаканским городским судом серия ФС N и предъявленного 28 августа 2019 года в службу судебных приставов для исполнения, возбуждено исполнительное производство N в отношении должника администрации города Абакана в пользу взыскателя Мироновой Е.С.
На момент обращения Мироновой Е.С. в Верховный Суд Республики Хакасия с рассматриваемым административным исковым заявлением указанное исполнительное производство осуществлялось более одного года.
В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последняя имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат. Вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда не установлено. Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.
Необходимо отметить, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства. Исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлен факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок. В результате длительного неисполнения судебного акта Миронова Е.С. лишена гарантированного ей законом и установленного судом права на жилище.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части и определяя размер компенсации, суд исходил из того, что право административного истца на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок возникло с 30 августа 2019 года (следующий день за датой возбуждения исполнительного производства 29 августа 2019 года), в связи с чем определилее размер в сумме "данные изъяты".
Учитывая практику Европейского Суда по правам человека, положения пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", общая продолжительность неисполнения судебного акта со дня предъявления исполнительного листа в службу судебных приставов (28 августа 2019 года) до дня обращения с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (01 октября 2020 года) составил 1 год 1 месяц 2 дня, на момент рассмотрения дела (13 ноября 2020 года) - 1 год 2 месяца 15 дней, а с даты вступления решения Абаканского городского суда от 18 апреля 2019 года в законную силу (24 мая 2019 года) до дня обращения с административным иском в суд (01 октября 2020 года) составил 1 год 4 месяца 6 дней, на момент рассмотрения дела (13 ноября 2020 года) - 1 год 5 месяцев 19 дней.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
При таких данных, судебная коллегия, учитывая практику Европейского Суда по правам человека по делам данной категории, исходя из обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, характер допущенных нарушений и значимость их последствий для административного истца, а также то, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, считает решение суда первой инстанции, на основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежащим изменению в части суммы присужденной компенсации, размер которой, по мнению судебной коллегии, не отвечает требованиям справедливости.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает необходимым увеличить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, подлежащей взысканию в пользу Мироновой Е.С, до "данные изъяты".
Наряду с этим судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения от 13 ноября 2020 года, исходя из того, что надлежащим административным ответчиком, как правильно установилсуд первой инстанции, является муниципальное образование город Абакан в лице администрации города Абакана (главный распорядитель средств бюджета города) и бюджетно-финансового управления администрации города Абакана (финансовый орган муниципального образования), административные исковые требования к которому удовлетворены частично (в размере "данные изъяты" из "данные изъяты"), а в удовлетворении административного искового заявления в остальной части заявленной суммы было отказано.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 ноября 2020 года в части размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок изменить.
Взыскать с муниципального образования город Абакан в лице бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет средств местного бюджета города Абакана в пользу Мироновой Елизаветы Сергеевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере "данные изъяты".
Уточнить резолютивную часть решения Верховного Суда Республики Хакасия от 13 ноября 2020 года, изложив абзац 6 в следующей редакции: "В удовлетворении административного искового заявления Мироновой Елизаветы Сергеевны в остальной части отказать".
В остальной части решение Верховного Суда Республики Хакасия от 13 ноября 2020 года оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.И. Захаров
С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.