Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Агафоновой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности адвоката Королева Юриса Вагизовича на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" о признании незаконным бездействия Департамента образования Владимирской области в неисполнении поручений Президента РФ и Государственного совета РФ (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-2221/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - общественное движение) обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просило признать незаконным бездействие Департамента образования Владимирской области в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный заем 1942-1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.?
В обоснование требований истцом указано, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций утвержденных Перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Госсовета и предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года, административный истец направил в адрес административного ответчика обращение о необходимости определения форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий отмеченных в Ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 года, где отражены вопросы развития волонтерского движения. Ответа на обращение не было дано, никаких действий (мероприятий) не предпринято, что расценено общественным движением как незаконное бездействие органа исполнительной власти.
Решением Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
Апелляционным определением Владимирского областного суда от 13 октября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 02 ноября 2020 года, административный истец ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 января 2020 года в адрес губернатора Владимирской области поступило обращение общественного движения N от 2 января 2020 года по вопросу реализации Стратегии повышения финансовой грамотности. 15 января 2020 года обращение перенаправлено для рассмотрения в Департамент образования администрации Владимирской области.
06 февраля 2020 года Департаментом образования администрации Владимирской области в адрес общественного движения направлен N котором отражена работа по формированию экономической грамотности обучающихся в регионе.
11 марта 2020 года от общественного движения в адрес Департамента образования администрации Владимирской области поступило обращение N от 9 марта 2020 года по вопросу участия в благотворительном просветительском мероприятии "Военный заём 1942-1945". 16 марта 2020 года направлен ответ N с просьбой предоставления подробной информации о мероприятии.
18 марта 2020 года Департаментом образования администрации Владимирской области направлена информация руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования о проведении благотворительного просветительского мероприятия. 3 апреля 2020 года в адрес общественного движения направлен ответ N ДО-2859-02-7 в котором сообщено об информировании муниципальных органов о проведении административным истцом благотворительного мероприятия.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, при этом исходили из того, что административным ответчиком дан ответ на обращение общественного движения в порядке и сроки, определенные Федеральным законом N 59-ФЗ, по существу изложенных в обращении сведений, что свидетельствует об отсутствии правовых поводов для признания бездействия незаконным и прав административного истца нарушенными.
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Судами правомерно указано, что несогласие Общественного движения с содержанием ответа не является основанием для признания незаконным бездействия со стороны Департамента.
Под бездействием следует понимать неисполнение государственным органом (должностным лицом) обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми или иными актами, определяющими полномочия этого лицо.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности.
Вместе с тем информация о возможности такого взаимодействия доведена до сведения образовательных учреждений Владимирской области.
В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в иске административному истцу являются верными, основанными на положениях закона и установленных обстоятельствах административного дела.
Доводы кассационной жалобы о неприменении к возникшим спорным правоотношениям положений Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" при рассмотрении обращения, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании положений закона.
Федеральный закон N от 11 августа 1995 года 135-ФЗ устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации и не регулирует порядок рассмотрения обращений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями к которым относиться: содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Доводы о допущенном судом первой инстанции процессуальном нарушении - ненаправлении истцу копии определения о принятии заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, определений по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 13 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности адвоката Королева Юриса Вагизовича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.