Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО1 на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года (дело N 2а-274/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года (дело N 33а-3041/2020), по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, а также частного жилого фонда об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С 12 февраля 2018 года ФИО2 является инвалидом первой группы бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее по тексту - ИПРиА инвалида ФКУ "ГБ МСЭ по Тверской области" от 12 февраля 2018 года N. N, у ФИО2 имеется значительно выраженное нарушение функций нижних конечностей и значительно выраженное нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски.
15 апреля 2020 года ФИО2 обратился с заявлением в Муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, а также частного жилого фонда Осташковского городского округа (далее по тексту - Комиссия) о проведении обследования жилого помещения по адресу: "адрес", на предмет доступности для инвалидов.
Решением Комиссии от 23 апреля 2020 года ФИО2 отказано в проведении обследования жилого помещения на том основании, что ИПРиА инвалида в разделе "Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями" стоит отметка "Не нуждается", рекомендовано актуализировать ИПРА инвалида.
Кроме того, что ФИО2 имеет регистрацию по указанному адресу на 3 года по месту пребывания, что подтверждает его временное право пользование занимаемым жилым помещением, доли в собственности в данной квартире не имеет (л.д. 46-47).
Полагая решение Комиссии незаконным, ФИО2 обратился в суд с административным иском об оспаривании названного решения, мотивируя требование тем, что он зарегистрирован в принадлежащей ему на праве собственности квартире, по адресу: "адрес". Данный жилой дом 7 августа 2013 года поврежден пожаром, вследствие чего проживание в нём не возможно. 6 сентября 2019 года он вступил брак с ФИО6 и зарегистрирован в принадлежащей супруге квартире по адресу: "адрес". поп состоянию здоровья он нуждается в помощи при входе в объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре, выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе использованием кресла-коляски. Оспариваемое решение является незаконным, нарушающим его право на получение беспрепятственного доступа к занимаемому им жилому помещению. Для самостоятельного обслуживания в квартире, а также при выходе на улицу имеются трудности, так как дверные проемы узкие и без посторонней помощи он не справляется.
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года административный иск удовлетворен, оспариваемое решение Комиссии признано незаконным, на администрацию Осташковского городского округа и Комиссию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого помещения, занимаемого ФИО2, и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционную жалобу Администрации Осташковского городского округа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представителя администрации Осташковского Тверской области Панкратовой А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Суды не учли, что ИПРиА ФИО2 не содержала сведения о необходимости приспособления жилого помещения для инвалида. Кроме того, ФИО2 не является собственником или нанимателем жилого помещения, в котором он проживает. Вопрос о наличии либо отсутствии необходимости приспособления жилого помещения для ФИО2 может быть разрешен только после предоставления актуализированной ИПРиА инвалида.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ФИО2 просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Такие нарушения судами обеих инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является инвалидом I группы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", принадлежащей его супруге - ФИО6 Согласно брачному договору режим общей совместной собственности на указанное жилое помещение не распространяется. Квартира расположена на первом этаже пятиэтажного дома, подъезд дома пандусом не оборудован.
Согласно ИПРиА инвалида в разделе "Заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами" указано, что у ФИО2 имеются значительно выраженное нарушение функций нижних конечностей и значительно выраженное нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски.
В пункте 1 раздела "Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями" заполнена графа "Не нуждается".
15 апреля 2020 года ФИО2 обратился с заявлением в Комиссию, в котором просил провести обследование жилого помещения по адресу: "адрес" на предмет доступности для инвалида.
Решением Комиссии от 23 апреля 2020 года ФИО2 отказано в обследовании жилого помещения на том основании, что его регистрация по месту пребывания подтверждает временное право пользования на занимаемое жилое помещение, доли в собственности на данную квартиру он не имеет, рекомендовано актуализировать индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (пункты 2, 6, 8 статья 2).
В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (пункт 12 Правил).
Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утверждённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 14.03.2018 N 307 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, которая осуществляет обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Осташковского городского округа согласно требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", утверждено Положение об этой комиссии.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемый отказ в проведении обследования жилого помещения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права административного истца, как инвалида.
ФИО2 вселился в квартиру своей жены на правах члена семьи собственника, другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет, его жилищные права в рамках программы переселения из аварийного жилого дома не реализованы, жилое помещение не предоставлено, в связи с чем, именно это жилое помещение и общее имущество многоквартирного дома подлежали обследованию муниципальной комиссией в целях приспособления с учетом потребности инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Комиссии, нарушающего права ФИО2 на беспрепятственный доступ инвалида к занимаемому жилому помещению и общему имуществу в многоквартирном доме.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Осташковского городского округа Тверской области Панкратовой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.