Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Зюлина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца Ионанидзе Георгия Эдуардовича по доверенности Шамкина Владимира Анатольевича на решение Заволжского районного суда г.Твери от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Ионанидзе Георгия Эдуардовича о признании незаконными и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина и решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области от 23 декабря 2019 года о депортации за пределы Российской Федерации (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1046/2020г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного истца по доверенности и по ордеру адвоката Шамкина В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Ионанидзе Г.Э, ДД.ММ.ГГГГ, являясь гражданином "данные изъяты", совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное пунктом "в" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, относящееся к категории средней тяжести, в связи с чем, приговором Люблинского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2018 года осужден к лишению свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в "данные изъяты".
Ионанидзе Г.Э. отбывал наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тверской области, освобожден 31 декабря 2019 года условно-досрочно на основании постановления Ржевского городского суда Тверской области от 20 декабря 2019 года.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 4649-рн пребывание (проживание) Ионанидзе Г.Э. в Российской Федерации признано нежелательным в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и части 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
23 декабря 2019 года УМВД России по Тверской области в соответствии с положениями статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ и ст. 31 Федерального закона N 115-ФЗ принято решение о депортации Ионанидзе Г.Э. за пределы Российской Федерации.
Основанием для принятия указанного решения послужило распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) Ионанидзе Г.Э. в Российской Федерации.
Решением Московского районного суда г. Твери от 31 декабря 2019 года Ионанидзе Г.Э. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на четыре месяца.
Решением Московского районного суда г. Твери от 30 апреля 2020 года срок содержания продлен на три месяца, по 29 июля 2020 года включительно.
Ионанидзе Г.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации и УМВД России по Тверской области о признании незаконными и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области от 23 декабря 2019 года о депортации за пределы Российской Федерации, в обоснование которого указал, что на территории Российской Федерации он проживает с 1996 года, женат на гражданке Российской Федерации, имеет сына 2013 года рождения являющегося гражданином Российской Федерации. Все родственники (супруга, отец, сын, брат) являются гражданами Российской Федерации, ни в Грузии, ни в Абхазии у него нет родственников. Полагал, что оспариваемые распоряжение и решение нарушают его права, не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также международным актам.
Решением Заволжского районного суда г.Твери от 16 июня 2020 года Ионанидзе Г.Э. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 августа 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2020 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что оспариваемые распоряжение Минюста России и решение УМВД России по Тверской области приняты уполномоченными органами, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, и их депортации. Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца не представлено, оспариваемые решение и распоряжение оправданы насущной социальной необходимостью, баланс публичных и частных интересов органами государственной власти соблюден, безопасность других лиц в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у Ионанидзе Г.Э. семейных связей на территории России, административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием о признании незаконным и отмене распоряжения Минюста России от 03 сентября 2019 года N 4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, уважительных причин пропуска не имеется.
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены также Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Ионанидзе Г.Э. являющийся гражданином "данные изъяты", пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации преступление.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
В силу пункта 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В связи с этим суды пришли к правомерному выводу о том, что у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) Ионанидзе Г.Э. и как следствие законные основания у Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области решения о его депортации за пределы Российской Федерации.
Обосновано судами указано и на то, что семейное положение, наличие у истца родственников, проживающих на территории Российской Федерации и имеющих гражданство Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание оспариваемых актов, нарушающими его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку они приняты с учетом степени общественной опасности преступных деяний заявителя.
Между тем судами не учтено следующее.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (действовала на момент принятия оспариваемого распоряжения), положениями которой установлено, что на основе представленных документов Минюст России выносит распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина с обязательным указанием в нем срока, в течение которого пребывание данного лица на территории Российской Федерации признается нежелательным.
Однако судебными инстанциями оставлено без внимания, что вопреки приведенным выше нормам в оспариваемом распоряжении Министрества юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года не указан срок, на который пребывание (проживание) Ионанидзе Г.Э. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), тоесть фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в Российской Федерации признано нежелательным бессрочно, и выводы судов о ненарушении прав истца на личную и семейную жизнь в указанной части нельзя признать правильными.
С выводом судов о пропуске истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с иском об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации нельзя согласиться с учетом конкретных обстоятельств дела.
Так, судами не учтено, что истец Ионанидзе Г.Э. на момент принятия распоряжения находился в местах лишения свободы, освободился только 31 декабря 2019 года, копию распоряжения не получал, в суд с иском обратился 02 марта 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение районного суда и апелляционного определения в части с принятием нового решения о признании незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина Ионанидзе Г. Э. в части не указания срока нежелательности пребывания, в остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г.Твери от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 августа 2020 года отменить в части с принятием нового решения.
Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 4649-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина Ионанидзе Георгия Эдуардовича в части не указания срока нежелательности пребывания.
В остальной части решение Заволжского районного суда г.Твери от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 августа 2020 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.