Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года (дело N 33а-3785/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Сергеева Игоря Ивановича к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В, выслушав объяснения представителя Департамента городского имущества города Москвы Михнева Максима Павловича, поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу от административного истца Сергеева И.И, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергеев И.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы при оказании государственной услуги по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес", возложении обязанности провести работы по формированию данного земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Требования мотивированы тем, что на свой запрос он получил ответ от 16 октября 2019 года, в котором сообщалось, что по сведениям ЕГРН указанный земельный участок на государственный кадастровый учёт не поставлен, информация о дате и сроках проведения кадастровых работ будет размещена на официальном сайте Департамента.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 6 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы по ненадлежащему рассмотрению заявления Сергеева И.И. от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома. Этим же решением на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность рассмотреть заявление Сергеева И.И. от 25 сентября 2019 года об оказании государственной услуги по формированию земельного участка, предназначенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: "адрес".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Сергеева И.И. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы ставит вопрос об отмене апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с неправильным применением и толкованием норм материального, нарушением норм процессуального права. Указывается, что представитель Департамента ненадлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Признав незаконным действие (бездействие) административного ответчика, суд апелляционной инстанции вышел за рамки требований административного искового заявления. Административным иском выбран неверный способ защиты нарушенного права. Оспариваемые действия (бездействие) Департамента носят информационный характер и прав Сергеева И.И. не нарушают. Многоквартирный "адрес" по адресу: "адрес", включен в Программу реновации, проект межевания территории квартала утверждённый распоряжением Департамента от 15.12.2016 N 38757, утратил силу постановлением Правительства Москвы от 17.08.2020 N 1290-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 32, 33-34 района Черемушки города Москвы", согласно которому указанный многоквартирный дом подлежит сносу.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
От административного истца Сергеева И.И. принесены письменные возражения (отзыв) на кассационную жалобу, в которых он просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, возражения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сергеев И.И. является сособственником "адрес", "адрес" "адрес", в "адрес".
25 сентября 2019 года Сергеев И.И. обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением, в котором просил образовать земельный участок под домом и придомовой территорией по адресу: "адрес" "адрес"
В ответе начальника управления обеспечения кадастрового учёта и регистрации прав Департамента городского имущества города Москвы от 16 октября 2019 года Сергееву И.И. сообщено, что Правительством Москвы принято решение о проведении кадастровых работ по постановке на ГКУ участка многоквартирного жилого дома в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала за счёт средств бюджета Москвы. Сергееву И.И. предложено предоставить в Департамент решение общего собрания жильцов многоквартирного дома о выборе размера земельного участка многоквартирного дома для проведения в соответствии с ним кадастровых работ за счёт средств бюджета города Москвы.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что указанный ответ рассмотрен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", носит информационный характер и прав административного истца не нарушает.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что заявление Сергеева И.И. о формировании земельного участка под многоквартирным домом подлежало рассмотрению в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда апелляционной инстанции согласна, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, мотивированы в судебном акте.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в официально опубликованном постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.
Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, земельный участок под многоквартирным домом по адресу: "адрес", "адрес", не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учёт, земля под многоквартирным домом находится в собственности города Москвы.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации)
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса города Москвы, утвержденного Законом города Москвы от 25 июня 2008 года N 28, основанием для разработки проектов межевания территории являются правовые акты Правительства Москвы или уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, на Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность принять решение по оказанию государственной услуги по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Поскольку Сергееву И.И. указанная государственная услуга не была оказана в полном объёме, чем нарушены его права, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в апелляционном определении.
Поскольку суд апелляционной инстанции правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение является законными и обоснованными, в связи с чем, основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции, предусмотренных часть 1 статьи 310 КАС РФ, не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.