Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Агафоновой Е. В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природопользования Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 г. (дело N 2а-124/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 мая 2020 г. (дело N 33а-1005/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к Министерству природопользования Рязанской области о возложении обязанности по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта специальными информационными знаками, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о возложении обязанности по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта специальными информационными знаками, просил признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в неустановке специальных информационных знаков о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области, требования мотивировав тем, что на основании результатов проведенных Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в 2019 году контрольно-надзорных мероприятий по обращению гр. ФИО5 выявлены нарушения требований природоохранного законодательства на территории земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0020127:59, 62:15:0020127:60, 62:15:0020127:61. В связи с выявленными нарушениями требований ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст, ст.6, 11, 21, 65 Водного кодекса Российской Федерации Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой 13 мая 2019 г..в адрес Министерства природопользования Рязанской области направлена информация N 35ж-2019 для организации контрольно-надзорных мероприятий с целью привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Министерством природопользования Рязанской области 11 октября 2019 г..собственникам земельных участок направлены предостережения о недопустимости выявленных нарушений. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что установленные границы водоохранной и прибрежной защитной полос реки Павловка в д.Семено-Оленинское и д.Оленинское Рязанского района Рязанской области в рамках исполнения государственного контракта N0859200001117005054-0266305-01 от 24 июля 2017 г, не закреплены на местности специальными информационными знаками. В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес Министра природопользования Рязанской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого дан ответ, что установка специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка запланирована не ранее 2021 года.
Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Рязанского областного суда от 27 мая 2020 г. признано незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в неустановке специальных информационных знаков о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области, возложена обязанность закрепить на местности информационные знаки, с установлением срока исполнения обязанности 24 месяца.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 ноября 2020 г, представитель Министерства природопользования Рязанской области Матюхина В.В. просит об отмене состоявшихся судебных актов, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что работа по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос водного объекта реки Павловка Рязанского района Рязанской области непосредственно на местности, а именно, посредством размещения специальных информационных знаков, административным ответчиком Министерством природопользования Рязанской области не проведена.
Рязанским межрайонным природоохранным прокурором 29 июля 2019 г. в адрес Министра природопользования Рязанской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого дан ответ от 16 сентября 2019 г. N СА/9-1093, из которого следует, что выявленные нарушения не устранены - установка специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка запланирована не ранее 2021 г.
24 июля 2017 г. между Министерством природопользования Рязанской области и обществом с ограниченной ответственностью "ГеоСкан" г.Казани заключен государственный контракт N0859200001117005054-0266305-01 на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос участков Павловка, Плетенка, Трубеж на территории Рязанской области.
Бездействие Министерства природопользования Рязанской области по установке специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области, место установки которых согласовано в установленном законом порядке (Государственный контракт N0859200001117005054-0266305-01 от 24 июля 2017 г.), послужило основанием для обращения прокурора с административным иском в интересах неопределённого круга лиц.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, вследствие ненадлежащего исполнения административным ответчиком обязанностей, входящих в круг его полномочий. При этом суд, проанализировав компетенцию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны водных объектов и их частей, а также порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, исходил из того, что на именно на Министерстве природопользования Рязанской области лежит обязанность по осуществлению мер по охране водных объектов, в частности по установлению специальных информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области.
Согласно пункту 18 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии со ст. 2 Правил, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Согласно ст. 3 Правил, установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
Министерство природопользования Рязанской области, согласно Положения о Министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.201 N 240 (ред. от 11.07.2009), является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Во исполнение положений статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания).
Согласно п, п. 10, 11 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанций, правомерно возложил обязанность на Министерство природопользования Рязанской области по принятию мер по закреплению на местности информационных знаков на границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы участка Павловка в районе населенных пунктов Семено-Оленинское и Оленинское Рязанского района Рязанской области, соответствующие каталогу Государственного Контракта, установив разумные сроки для исполнения решения суда с учетом характера и объема мероприятий.
Административный ответчик доказательств того, что в результате принятых мер достигнуто выполнение органом государственной власти субъекта обязанности, закрепленной вышеуказанными нормами закона, а также то, что обжалуемое бездействие соответствует действующему законодательству, не представил.
Позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения требований природоохранного прокурора, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как указано выше, в перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включаются, в том числе мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, обязанность по осуществлению возложенных мероприятий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и целесообразности выполнения тех или других охранных мероприятий в отношении водного объекта.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы административного истца, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку считает, что выводы изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, при этом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рязанского районного суда Рязанской области от 27 января 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 мая 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природопользования Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.