Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца административного истца Козлова Владимира Борисовича на решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 июля 2020 года по административному делу по административному иску Козлова Владимира Борисовича к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, старшему государственному инспектору Ярославской области в области охраны окружающей среды об отмене предписания (дело 2а- 184/2019), Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
Козлов В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, старшему государственному инспектору Ярославской области в области охраны окружающей среды о признании незаконным и отмене предписания старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 4 марта 2019 года N.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми N находящиеся по адресу: "адрес", на которых расположен жилой дом и металлическое ограждение. Предписанием старшего государственного инспектора Ярославской области з области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 4 марта 2019 года истцу было предписано: устранить нарушения установленного режима особой охраны территории государственного природного заказника "Верхне-Волжский", для чего произвести снос жилого дома и металлического ограждения и рекультивацию указанных земельных участков, в срок до 1 октября 2019 года.
Полагает данное предписание незаконным, поскольку ни в одном из перечисленных нормативных правовых актах не указана норма закона, предполагающая, предписывающая непосредственно снос и рекультивацию, как меру воздействия. Требования административного ответчика фактически сводятся к сносу самовольной постройки. Однако решение о сносе принимается судом либо органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района). Жилой дом, принадлежащий истцу, не признан в установленном порядке самовольной постройкой. Кроме того, решением Ярославского областного суда по делу N30-2-378/2019, изменено постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. и решение судьи Мышкинского районного суда от 19 июня 2019 года: исключено указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность Козлова В.Б, выразившуюся в непосредственном причинении вреда территории ГПЗ "Верхне-Волжский" в виде уничтожения почвенного и растительного покрова в месте установки жилого дома. Считает, что отсутствует объективная необходимость в сносе строения и рекультивации земель.
Решением Мышкинского районного суда Ярославской области от 27 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Козлову В.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 июля 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 26 ноября 2020 года, представитель административного истца ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения. Полагает, что неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требования, суды обеих инстанций исходили из того, что Козловым В.Б. было допущено нарушение установленного режима на территории ГПЗ "Верхне-Волжский", выразившееся в осуществлении на территории заказника на принадлежащих административному истцу земельных участках хозяйственной деятельности (возведение и эксплуатация жилого дома, хозяйственных построек и забора из металлического профиля), в то время как зона ограниченного хозяйственного использования в отношении указанных земельных участков не выделялось, предписание выдано административным ответчиком с соблюдением установленной законом процедуры и в рамках полномочий, предоставленных законом.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, фактических обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.Проанализировав Положение о департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, утв.
Постановлением Правительства Ярославской области от 03 марта 2016 года N 222-п в соответствии с которым к полномочиям департамента относится, в том числе осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ярославской области регионального значения, абзаца четвертого пункта 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и подпункта "в" пункта 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 59 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", частей 1, 2, 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснения пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и установив, что в ходе осмотра территории 17 октября 2018 года сотрудниками Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области был выявлен факт нарушения Козловым В.Б. установленного режима на территории ГПЗ "Верхне-Волжский", выразившегося в осуществлении на территории заказника на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках земельных участков с кадастровыми N, расположенных в границах особо охраняемой природной территории Государственный природный заказник " "адрес"" хозяйственной деятельности (возведение и эксплуатация жилого дома, хозяйственных построек и забора из металлического профиля), при этом зона ограниченного хозяйственного использования в отношении земельных участков не выделена, суд правомерно указал на наличие у ответчика законных оснований для внесения в адрес Козлова В.Б. предписания, согласно которому в срок до 01 октября 2019 года
ему предложено устранить нарушения установленного режима особой охраны территории государственного природного заказника "Верхне-Волжский", для чего произвести снос жилого дома и металлического ограждения на земельных участках с кадастровыми N, расположенных по адресу: "адрес", и рекультивацию указанных участков.
Государственный природный заказник "Верхне-Волжский" образован в соответствии с распоряжением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 28.06.1963 N381.
Постановлением администрации Ярославской области от 15.12.2003 N247 "О государственных зоологических заказниках Ярославской области" утверждены положения о государственных зоологических заказниках Ярославской области, в том числе в отношении заказника "Верхне-Волжский" Мышкинского и Угличского муниципальных округов. Положение содержит полное описание границ заказника, а также режим его охраны и использования.
В соответствии с Постановлением Правительства области от 01.07.2010 N460-п и Положением о государственном природном заказнике "Верхне- Волжский", утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 03.10.2014 N977- п, цель создания заказника - сохранение, восстановление и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении диких охотничьих животных, редких и исчезающих видов животных, сохранение среды обитания, путем миграции, мест гнездования, уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов и ландшафтов, объектов растительного мира. Ответственность за соблюдение установленного режима использования территории заказника несут администрация Охотинского сельского поселения Мышкинского муниципального района, администрация Слободского сельского поселения Угличского муниципального района, государственное казенное учреждение Ярославской области "Угличское лесничество", собственники, владельцы и пользователи земельных участков.
С целью соблюдения режима особой охраны территории ГПЗ "Верхне- Волжский пунктом 16.1 Положения о памятнике природы установлен запрет на любые виды деятельности, рекреационного и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории заказника, охраняемых природных комплексов, а также противоречащие целям создания заказника.
Козлов В.Б. постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 26 марта 2019 года привлечен к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены оспариваемых судебных актов в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и оценкой доказательств, но не опровергают их.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Мышкинского районного суда Ярославской области от 27 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 03 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козлова Владимира Борисовича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.