Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анатийчук О.М, судей Войты И.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Камбарова Хамидулло Рахматиллаевича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 мая 2020 года по административному делу по административному иску Камбарова Хамидулло Рахматиллаевича к Министерству внутренних дел России о признании решения незаконным, подлежащим отмене (дело 2а-764/2019), Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного ответчика по доверенности Соловьева А.Г, возражавшего против жалобы, установила:
Камбаров Х.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел России, в котором просил признать незаконным и отменить решение N 1024 от 23 июля 2018 года о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации.
В обоснование требований истец указал, что 28 февраля 2012 года он был осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 330 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 месяцам лишения свободы. В 2017 году он был задержан сотрудниками полиции в связи с нахождением в международном розыске из-за межэтнических столкновений в Кыргызстане в 2010 году и 06 сентября 2018 года депортирован в Кыргызстан. Считает, что оспариваемое решение не соответствует статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как в отношении него существует высокий риск быть подвергнутым запрещенному обращению в ходе уголовного преследования. На момент принятия решения являлся лицом, ищущим убежище. В связи с принятием оспариваемого решения был депортирован в обход процедуре экстрадиции, полагает, что основания, по которым принято решение, отпали.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 сентября 2019 года Камбарову Х.Р. отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 мая 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 01 декабря 2020 года, представитель административный истец ставит вопрос об отмене апелляционного определения и решения районного суда с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23 июля 2018 года Министерством внутренних дел Российской Федерации в отношении Камбарова Х.Р. принято решение о нежелательности пребывания (проживания) его как иностранного гражданина в Российской Федерации в порядке статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и вьезда в Российскую Федерацию".
Решение принято в связи с наличием достаточных оснований полагать, что пребывание Камбарова Х.Р. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, поскольку им совершались - преступление против порядка управления (часть 2 статьи 330 Уголовного кодекса Российской Федерации), административное правонарушение в сфере общественного порядка (статья 20.20 КоАП РФ), в 2017 году задерживался в связи с нахождением в международном розыске компетентными органами Киргизской Республики за участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, незаконное применение, хранение, перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов, незаконный ремонт или изготовление огнестрельного оружия, в предоставлении статуса беженца ему было отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска Камбарову Х.Р, суды исходили из того, что процедура принятия оспариваемого решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации соблюдена, решение принято МВД России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", при наличии к тому достаточных оснований, предусмотренных законом; является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний заявителя и не противоречит правовой позиции Европейского Суда по правам человека. Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации входит в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение российских законов являются одними из основных критериев для определения возможности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
Совершение Камбаровым Х.Р. преступления против порядка управления, административного правонарушения, посягающего на общественный порядок, порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
В связи с этим суды пришли к правомерному выводу о том, что у Министерства внутренних дел Российской Федерации имелись законные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Камбарова Х.Р.
Между тем, в нарушение приведенных положений закона и правовых позиций, судами не учтено, что в оспариваемом решении не указан срок, на который пребывание (проживание) Камбарова Х.Р. на территории Российской Федерации признано нежелательным (срок погашения судимости), то есть фактически административным ответчиком пребывание (проживание) административного истца в Российской Федерации признано нежелательным бессрочно, и выводы судов о ненарушении прав истца в указанной части, нельзя признать правильными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение районного суда и апелляционного определения в части с принятием нового решения о признании незаконным решения Министерства внутренних дел России N 1024 от 23 июля 2018 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Камбарова Х.Р. в части не указания срока нежелательности пребывания, в остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 мая 2020 года отменить в части с принятием нового решения.
Признать незаконным решение Министерства внутренних дел России N 1024 от 23 июля 2018 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Камбарова Хамидулло Рахматиллаевича в части не
указания срока нежелательности пребывания.
В остальной части решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 28 мая 2020 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.