Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Денисова Ю.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца общества с ограниченной ответственностью "КОРДИС ГРУП" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 г. (дело N 66а-1892/2020), вынесенные по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью "КОРДИС ГРУП" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, представителя Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы по доверенности Кристиан С. Э, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
общество с ограниченной ответственностью "КОРДИС ГРУП" (далее - ООО "КОРДИС ГРУП"), являясь собственником нежилого здания, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", стр. 1, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований указало на значительное превышение кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости, что нарушает права общества, поскольку влечёт увеличение налоговых обязательств по уплате налога на имущество организаций.
Решением Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 г. нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", стр. 1, в размере его рыночной стоимости, равной 229 746 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 г, решение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. изменено, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", стр. 1, в размере равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, 271 100 000 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 ноября 2020 г, представитель ООО "КОРДИС ГРУП" по доверенности Денисов С.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая, что определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит законодательству об оценочной деятельности и нормам налогового права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца и возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как следует из материалов дела, ООО "КОРДИС ГРУП" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 3456, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", стр. 1, N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 341 675 852 руб. 25 коп, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости; на момент рассмотрения дела является действующей.
Административным истцом в обоснование исковых требований представлен отчет об оценке от 22 февраля 2019 г, выполненный оценщиком ООО "Научно-производственный центр "Союзоценка" согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 г. без учета НДС составляет 181 131 355 руб. 93 коп.
Судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
По результатам судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Лаборатория независимой оценки "Болари" Артемовым В.И, представлено заключение, в котором отчет об оценке, составленный ООО "Научно-производственный центр "Союзоценки" признан не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности, итоговая рыночная стоимость объекта недвижимости установлена в размере 229 746 000 руб.
Суд первой инстанции согласился с выводами судебной оценочной экспертизы и установилкадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенном в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанций правомерно исходил из того, что установление судом первой инстанции кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости с выделением НДС, противоречит законодательству об оценочной деятельности.
Для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки (пункты 1, 3 ст. 40 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 названного кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Анализ приведенных норм в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и увеличивает ее размер.
Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит приведенным нормам законодательства об оценочной деятельности.
Суду апелляционной инстанции представлено дополнение к судебной оценочной экспертизе от 23 апреля 2020 г, из содержания которого следует, что рыночная стоимость нежилого здания определена без учета НДС. В представленном дополнении экспертом установлена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года безотносительно НДС в размере 271 100 000 руб.
Данное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Закона об оценочной деятельности, в части, применяемой к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, а представленные по делу доказательства, оценены судом по правилам, предусмотренным статьей 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что определение рыночной стоимости объекта с увеличением стоимости объекта на стоимость НДС противоречит законодательству, не влекут отмены состоявшегося судебного решения, поскольку на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости нежилого здания безотносительно налога на добавленную стоимость, что соответствует вышеприведенным требованиям закона. Утверждения кассатора о том, что экспертом определена стоимость здания с прибавлением 18% НДС к ранее определённой рыночной стоимости объекта, являются неверными, опровергаются заключением эксперта, которое получило надлежащую оценку в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия, исходя из доводов рассматриваемой кассационной жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку иная оценка представленных по делу доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КОРДИС ГРУП" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2020 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.