Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО2, судей ФИО5 и ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда в "адрес" (межрайонное) о включении периодов работы в сельский стаж и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в "адрес" (межрайонное) о включении периодов работы в сельский стаж и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии. В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности научного сотрудника в Смоленской опытной станции ВИУА, при этом в его должностные обязанности входило выполнение функций агрохимика, агронома, заместителя директора. Полагал, что данный период его работы подлежит зачету в сельский стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в чем ответчиком ему было необоснованно отказано.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем пенсии по старости.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность на Смоленской опытной станции Всероссийского научно-исследовательского института удобрений и агропочвоведения, впоследствии преобразованной в Смоленский филиал Всероссийского научно-исследовательского института удобрений и агропочвоведения (в настоящее время - Смоленский институт сельского хозяйства - филиал ФГБУ "Федеральный научный центр лубяных культур") в должностях младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, заместителя директора по производству.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о включении указанного периода в сельский стаж и установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" уведомило ФИО1 об отсутствии у него 30-летнего стажа работы в "сельском хозяйстве", дающим право на установление повышенного размера фиксированной выплаты, в связи с чем он обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих право ФИО1 на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
При этом суд указал, что занимаемые в спорный период истцом должности не поименованы в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливаются повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме того, истец осуществлял трудовую деятельность не на предприятии, осуществляющим производство в сельском хозяйстве, а на предприятии, основным видом деятельности которого являются научные исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук, которые не являются тождественными работам в сельском хозяйстве.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда с вышеизложенными выводами согласилась в полном объеме.
Выводы судов обеих инстанции в полной мере соответствуют нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам по делу, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не имеется.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ).
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В целях реализации положений части 11 статьи 17 Федерального закона N400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, пунктом 2 которых установлено, что исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до ДД.ММ.ГГГГ, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Соответствующим Списком предусмотрены наименование работ, производств сельского хозяйства, а также наименование профессий, должностей, специальностей, работа в которых дает право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого/животноводческого направления организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.
Вместе с тем, установив, что основным видом деятельности Смоленской опытной станции Всероссийского научно-исследовательского института удобрений и агропочвоведения (в настоящее время - Смоленский институт сельского хозяйства - филиал ФГБУ "Федеральный научный центр лубяных культур") сельское хозяйство не является, сведений об особенностях работы истца, определяющих ее характер и влияющих на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно выполнение работ (деятельности) в сельском хозяйстве в должностях, предусмотренных соответствующим Списком, трудовая книжка, равно как и иные материалы дела не содержат, суды обоснованно отказали ФИО4 во включении в сельский стаж спорного периода работы.
Доводы кассационной жалобы о том, что его трудовая деятельность в спорный период подпадает под список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, работа в которых дает право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, основаны на ошибочном толковании и применении вышеприведенных норм материального права и не соответствуют требуемой законом совокупности обстоятельств, необходимых для назначения повышения фиксированной выплаты.
Справка директора Смоленского института сельского хозяйства - филиал ФГБУ "Федеральный научный центр лубяных культур" вопреки доводам кассационной жалобы не подтверждает работу истца на предприятии, основным видом деятельности является сельское хозяйство, как и не доказывает выполнение им трудовых функций в требуемых законом должностях, в том числе в должности агронома или агрохимика.
Выполнение истцом работы в должности рабочего, в функциональные обязанности которого входит обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, охрана и обслуживание объектов сельского хозяйства, также не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
По своей сути доводы кассационной жалобы являются аналогичными основаниям иска, были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, исследованных и установленных судом по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в то время как правом переоценки суд кассационной инстанции не наделен, поэтому не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и не могут являться основаниями для их отмены.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.