Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдуллы С.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Самарского областного суда от 27 октября 2020 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Абдулла С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости в размере 8 324 556 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником сооружения- гидронамывной установки, расположенного на указанном земельном участке, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как лица, имеющего исключительное право выкупа этого земельного участка.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Абдуллы С.А. удовлетворено. Восстановлен пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 14711 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 8 324 556 рублей. Датой обращения Абдуллы С.А. в суд считать 14 августа 2020 года.
Администрацией городского округа Сызрань Самарской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение эксперта "данные изъяты" является недопустимым доказательством, поскольку составлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки. Кроме этого, указывает, что истец не имеет право обращаться с указанным иском в суд, поскольку в настоящее время в Арбитражном суде находится на рассмотрении дело по иску Администрации к ИП Абдулле о признании права собственности отсутствующим на гидронамывную площадку.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного истца ФИО7, которая просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя административного истца ФИО12, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав новое доказательство - письмо с расчетом Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 5 августа 2020 года Абдулла С.А. является собственником сооружения - гидронамывной площадки с металлическим ограждением площадью 27205, 90 кв.м с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес"
Указанное сооружение располагается на земельном участке с кадастровым номером N площадью 14711 кв. м по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 16 596 361, 76 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Из материалов дела следует, что 28 июля 2020 года Комитет имущественных отношении Администрации г.о. Сызрани направил Абдулле С.А. уведомление о погашении задолженности за пользование земельным участком с кадастровым номером N за период с 1 августа 2017 года по 31 июля 2020 года в размере 2 541 685, 92 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Данное уведомление направлено административному истцу и Администрацией г.о. Сызрани не отозвано. В связи с этим обстоятельством Абдулла С.А. относится к числу лиц, заинтересованных в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка и считая свои права нарушенными, ДД.ММ.ГГГГ административный истец с пропуском срока обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец представил отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 7 840 715 рублей.
По ходатайству представителя Администрации г. о. Сызрань Самарской области определением суда от 2 сентября 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "данные изъяты"
По результатам судебной экспертизы, проведённой 21 сентября 2020 года, составлено экспертное заключение N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 324 556 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года в размере определенном заключением эксперта, суд первой инстанции исходил из того, что заключение "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем, данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на юридически значимую дату (на 1 января 2013 года), в связи с чем, находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Сызрань Самарской области указывает на недостоверность представленного истцом отчета N/-2020, судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку основанием для установления кадастровой стоимости равной рыночной для суда первой инстанции явилось заключения судебного эксперта "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы в апелляционной жалобе об отсутствии права административного истца на подачу искового заявления, не могут являться основаниями для отмены решения суда первой инстанции, поскольку не основаны на доказательствах, представленных в материалы дела. Так, в суд апелляционной инстанции представлено новое доказательство - письмо с расчетом Комитета имущественных отношений Администрации городского округа "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому административный истец обязан произвести плату за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером N в сумме 2 260 390, 09 рублей, следовательно, административный истец является лицом, права и обязанности которого, затрагивают результаты определения кадастровой стоимости.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению изложенной заинтересованным лицом позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и его выводов судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 9 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.