город Нижний Новгород
10 февраля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рогожиной Е.В.
при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матвеевой Г.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по частной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 октября 2020 года о назначении судебной экспертизы по административному делу в части распределения судебных расходов, установил:
Матвеева Г.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для резервных площадей автопроизводства), площадью 26 507 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности (регистрационная запись N от ДД.ММ.ГГГГ), определенная в размере 57 098 728 рублей 70 копеек, нарушает его права как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. В связи с определением рыночной стоимости земельного участка просит установить кадастровую стоимость, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 8 682 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан 14 октября 2020 года, по ходатайству представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета об определении рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" ФИО5 Расходы по оплате стоимости экспертизы в сумме 40 000 рублей возложены на административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.Производство по делу приостановлено на период проведения экспертизы.
Не согласившись с указанным определением, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подало частную жалобу, в которой просит его отменить. Заявитель жалобы указывает на то, что суд, поручив проведение экспертизы эксперту "данные изъяты" ФИО5 не учёл, что административным ответчиком заявлялось ходатайство о проведении судебной экспертизы в ФБУ "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
Административным истцом представлены возражения относительно доводов частной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В силу требований частей 1, 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке, предусмотренной настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей, судьями соответствующих судов единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом с учётом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частной жалобы, возражения на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 202 КАС РФ определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Частью 1 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, а также статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 191 КАС РФ, суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности её проведения).
Как следует из протокола судебного заседания и материалов административного дела, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы, просил поручить проведение экспертизы государственному экспертному учреждению.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, поскольку при рассмотрении административного дела возникли вопросы, требующие специальных знаний в области оценочной деятельности, при этом, суд первой инстанции посчитал необходимым приостановить производство по настоящему делу до истечения срока проведения экспертизы и расходы возложить на лицо, заявляющее ходатайство.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и в полной мере основан на требованиях административного процессуального закона, поскольку для определения рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные знания в области оценочной деятельности.
Содержание определения суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 78 КАС РФ. Вопрос, по которому требуется заключение эксперта, определен судом исходя из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на лицо, заявившее соответствующее ходатайство. Поскольку проведение экспертизы препятствует рассмотрению дела, требует определенного времени, суд правильно руководствовался положениями части 6 статьи 77, пункта 5 части 1 статьи 191 КАС РФ и приостановил производство по делу.
Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого определения, так как основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального права, а, по сути, сводятся к несогласию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выбранным судом экспертным учреждением.
Каких - либо возражений относительно эксперта "данные изъяты" ФИО5 в судебном заседании представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не заявлялось.
Отклоняя указанные, а равно иные содержащиеся в частной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Порядок назначения экспертизы и содержание определения суда о назначении экспертизы регламентированы статьями 77, 78 КАС РФ. В силу данных норм, во взаимосвязи с положениями статей 115, 193, 202, 249, 313 КАС РФ, определение о назначении по делу экспертизы подлежит обжалованию лишь в части распределения расходов по её оплате и приостановления производства по делу.
При этом указанные нормы не предусматривают возможность апелляционного обжалования определения о назначении экспертизы в части иных вопросов, которые сами по себе дальнейшего движения административного дела не исключают, в том числе обоснованности её назначения, выбора экспертного учреждения или эксперта, поставленных перед ними вопросов. Возражения относительно этих вопросов могут быть включены в апелляционную жалобу.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 октября 2020 года оставить без изменения, а частную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 февраля 2021 года.
Судья Е.В. Рогожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.