Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением дела (дело поступило 1 февраля 2021 г.) жалобу защитника государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" Алиева Ш.М. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 г., решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 октября 2020 г., вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 г. N 19-15.14/56, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23 марта 2020 г, государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" (далее по тексту - ГБУ РД "Детская поликлиника N 1", медицинское учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 150 рублей (5 % от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
Решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 26 июня 2020 г. решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 23 марта 2020 г. отменено, дело возвращено в районный суд на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения жалобы временно исполняющей обязанности главного врача ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" Абдулагаджиевой О.С. и защитника медицинского учреждения Алиева Ш.М. решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 октября 2020 г, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" Алиев Ш.М. выражает несогласие с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 г, решением судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 г, решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 октября 2020 г, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 19 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят поименованные в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 12 сентября 2019 г. N 423 в период с 18 сентября 2019 г. по 16 октября 2019 г. в отношении медицинского учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
По результатам проверки выявлены нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании денежных средств обязательного медицинского страхования на сумму 83 000 руб, полученных медицинским учреждением за оказание медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
20 декабря 2019 г. по данному факту исполняющим обязанности начальника контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан в отношении медицинского учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 года учреждение привлечено к административной ответственности, установленной названной нормой.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо исходило из того, что в нарушение статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 19 Закона N 165-ФЗ, пункта 5 части 2 статьи 20 и части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ медицинское учреждение, поступившими в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования средствами, рассчиталось с обществом с ограниченной ответственностью "Спецавтоматика" за поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж, тем самым реализовав мероприятия Государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 гг, утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 г. N 65. Вместе с тем, осуществление указанных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено законодательством, поскольку территориальный фонд обязательного медицинского Республики Дагестан участником Государственной программы "Доступная среда" не является и реализация мероприятий указанной программы за счет средств обязательного медицинского страхования не допустима.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2019 г. (л.д. 36-38), актом плановой проверки от 16 октября 2019 г. (л.д. 40-68), актом внеплановой проверки от 11 декабря 2019 г. (л.д. 30-33); приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 12 сентября 2019 г. N 423 о назначении плановой выездной проверки в ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" (л.д. 70-72), договором N ДС/2-18 от 9 января 2018 г, заключенным между ГБУ РД "Детская поликлиника N 1" и ООО " "данные изъяты"" на поставку специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных людей и инвалидов и произвести их монтаж (л.д. 74-77), счетом на оплату N 5 от 16 января 2018 г. (л.д. 78), актом N 5 от 16 января 2018 г. (л.д. 79), актом сдачи-приемки товаров от 16 января 2018 г. (л.д. 80) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о совершении медицинским учреждением административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выражая свое несогласие с принятыми актами заявитель жалобы указывает, что в структуру тарифа входят расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, и приобретение учреждением специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж на объекте заказчика относится именно к таким расходам, основаны на неверном толковании норм законодательства.
Согласно разделу IV Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Дагестан на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 декабря 2017 г. N 305, тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются Тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, представителями страховых медицинских организаций, Дагестанской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Ассоциацией врачей, включенными в состав Комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Дагестан.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.10 Тарифного соглашения от 15 декабря 2017 г. на 2018 г. в состав тарифов по оплате на оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы в Республике Дагестан, а также в состав компенсируемых за счет средств обязательного медицинского страхования затрат на оказание медицинской помощи не включены расходы по реализации мероприятий Государственных программ Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 г. N 65 утверждена государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016-2018 гг, целью и задачей которой, помимо прочего является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Дагестан; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Таким образом, поставка специализированных средств по приспособлению здания для доступности маломобильных групп населения и на их монтаж относится к мероприятиям Государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" на 2016 - 2018 гг, утверждённой постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2016 г. N 65, осуществление которой за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрено, поскольку территориальный фонд обязательного медицинского Республики Дагестан участником данной программы "Доступная среда" не является.
Утверждение жалобы, что ранее Управлением Федерального казначейства проводилась выездная проверка учреждения за период 2016 - 2018 гг. на основании приказа N 43-О от 18 марта 2019 г. и факт нецелевого расходования средств не был выявлен не свидетельствует об отсутствии в действиях медицинского учреждения состава вмененного административного правонарушения.
Иные доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан от 13 января 2020 г. N 19-15.14/56, решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 августа 2020 г, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 20 октября 2020 г, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Детская поликлиника N 1" Алиева Ш.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Справка:
судья районного суда Антонова Г.М.
судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.