Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-122/2020) по административному исковому заявлению Кудашова В.В. о признании недействующим в части Проекта планировки территории села Тополево, утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 г. N 211-72, по апелляционной жалобе представителя административного истца Березовской Т.Г. на решение Хабаровского краевого суда от 27 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца Березовской Т.Г, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, УСТАНОВИЛА:
Кудашов В.В. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Проекта планировки села Тополево, утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 211-72 в части тупикового проезда, отходящего от улицы Магистральная, расположенного между границами земельных участков с кадастровыми номерами N и N, исключении данного тупикового проезда из Проекта, признании незаконным установления ограничений на использование земельного участка в виде красных линий.
В обоснование исковых требований указывает, что 29 мая 2018 года им по договору купли-продажи приобретен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером: N, вид разрешенного использования - под индивидуальный жилой дом. Кудашов В.В. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земель. 22 января 2019 года ему было отказано в перераспределении земельного участка, площадью 110 кв.м. в связи с тем, что такое перераспределение приведет к препятствию в виде перекрытия доступа (подъездного пути) к участку с кадастровым номером N.
По его заказу кадастровым инженером было дано заключение об обследовании земельного участка, согласно которому доступ к земельному участку с кадастровым номером N посредством земельного участка с кадастровым номером N и прилегающий к нему территории фактически не осуществляется, а расстояние, ширина данной дороги, согласно сведениям ЕГРП, не позволяет организовать проезд, соответствующий градостроительным нормативам. 13 июня 2019 года административный истец повторно обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края. 11 июля 2019 года получил отказ на основании информации, предоставленной главой Тополевского сельского поселения, где указано, что рассматриваемый земельный участок формируется частично в точках в границах красных линий тупикового проезда от улицы Магистральной, который внесен в Проект планировки села Тополево, утвержденный Решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 декабря 2011 года N 211-72. 15 августа 2019 года Кудашов В.В. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с аналогичным вопросом, из ответа которого стало известно, что посредством тупикового проезда, границы которого на Проекте планировки обозначены красными линиями, никто не пользуется, он является подъездом к земельному участку с кадастровым номером N, который также принадлежит ему на праве собственности. Кудашов В.В. обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административном исковым заявлением о признании незаконным отказа внесения изменений в Проект планировки территории села Тополево. Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 3 марта 2020 г..в удовлетворении его исковых требований отказано.
Истец полагает, что административный ответчик уклоняется от внесения изменений в проект планировки села Тополева в части исключения тупикового проезда, считает, что отображение в графической части Проекта планировки данного тупикового проезда не соответствует пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Хабаровского краевого суда от 27 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представителем административного истца Березовской Т.Г. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции не учтены показания свидетелей о том, что тупикового проезда никогда не было. Кроме того, считает, что Проект планировки территории противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвующим в деле, представлено возражение, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Березовская Т.Г, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции представители административных ответчиков Совета депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, заинтересованных лиц Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Органы местного самоуправления уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из содержания статьи 8, частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
С учетом этого, а также положений статьи 2 Закона Хабаровского края от 28 июля 2004 года N 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ", которыми Тополевское сельское муниципальное образование Хабаровского муниципального района наделено статусом сельского поселения, обжалуемый Проект планировки территории села Тополево принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования. По этим основаниям решение суда не обжалуется.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Проверив процедуру проведения публичных слушаний по оспариваемому нормативному правовому акту, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они проведены в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, в том числе с учетом Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета депутатов Тополевского сельского поселения от 26 мая 2005 года N 8.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод правильным, обоснованным, оснований для его пересмотра не имеется, а апелляционная жалоба не содержит доводов опровергающих его.
Согласно материалам дела Кудашов В.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
При этом, земельный участок с кадастровым номером N был приобретен административным истцом в собственность по договору купли-продажи 29 мая 2018 года.
Согласно чертежу планировки села Тополево, относящегося к основной части Проекта планировки, по границам тупикового проезда, отходящего от улицы Магистральной и расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами N и N, N и N проходят красные линии.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территории общего пользования линии - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Краевой суд, проанализировав материалы дела, в том числе публичную кадастровую карту, кадастровые дела земельных участков, схемы расположения земельного участка, который административный истец просил сформировать путем перераспределения земель, показания свидетелей, пояснения специалиста установив, что между указанными выше земельными участками имеется проезд к земельному участку с кадастровым номером N и что иным образом осуществить доступ к данному земельному участку невозможно, пришел к законному выводу, что территория, обозначенная на чертеже планировки села Тополево как тупиковый проезд, относится к территории общего пользования, в связи с чем границы данной территории обоснованно обозначены красными линиями.
Доводы апелляционной жалобы о том, что тупиковым проездом никто не пользуется, что на въезде в проезд стоят ворота не являются основаниями для отмены решения и признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Ссылка стороны административного истца на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованной.
Согласно указанным положениям земельного законодательства, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие тупикового проезда не препятствует рациональному использованию земель.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером N был приобретен административным истцом в собственность в 2018 году, после принятия оспариваемого акта.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Березовской Т.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.