Судья Саратовского областного суда Закарян И.В., при секретаре Рыковой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елатон" на постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Елатон"
установил:
постановлением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью "Елатон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, общество с ограниченной ответственностью "Елатон" просит судебный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что должностными лицами нарушена процедура проведения проверки, а именно, проверка была проведена без участия собственника помещения. Кроме того, указывает, что общество с ограниченной ответственностью "Елатон" не было извещено о дате судебного заседания.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, общества с ограниченной ответственностью "Елатон"
Федорова Н.А. поддержала доводы жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3). Эта конституционная обязанность конкретизирована в Федеральном законе от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 44 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что на объекте могут осуществляться научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Пунктом 11 статьи 47 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу подпунктов 1, 2, 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года 25 декабря 2009 года N 659-П "О включении объектов культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" в указанный реестр был включен объект культурного наследия местного (муниципального) значения - здание по адресу: "адрес", "Дом И.И.Зейферта, 1850-е гг, реконструкция 1889 г, архитектор Шустер О.И, 1902 г.", на указанный объект оформлен паспорт объекта культурного наследия.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что с 06 февраля 2016 года обществу с ограниченной ответственностью "Елатон" на основании договора купли-продажи принадлежит на праве собственности помещение площадью N кв.м, в указанный реестр внесены ограничения (обременения) в отношении "адрес" по "адрес" - объект культурного наследия.
На основании задания начальника управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области N 11/1 от 16 марта 2020 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, расположенного по адресу: "адрес".
Так, 18 марта 2020 года в ходе осмотра объекта культурного наследия местного (муниципального) значения "Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг, ", расположенного по адресу: "адрес", установлено, что на уличных фасадах наблюдаются трещины и локальные повреждения штукатурного слоя, разрушение наружной поверхности кирпичной кладки, повреждение штукатурного слоя и кирпичной кладки в карнизной части; повреждение кровельного покрытия, нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; со стороны двора имеются обрушения кирпичной кладки стен фасадов, часть междуэтажных перекрытий и кровельного покрытия отсутствует, повреждена система водоотведения, оконные заполнения отсутствуют.
Таким образом, в ходе визуального осмотра объекта культурного наследия были установлены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия. Указанные обстоятельства явились основанием для составления заместителем начальника отдела контроля и надзора, управления по охране объектов культурного наследия "адрес" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Елатон" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "Елатон" административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Елатон", состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 7.13 КоАП РФ. Данный вывод основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Вопреки доводам автора жалобы, обязанность по соблюдению требований, содержащихся в охранном обязательстве, возложена на собственника здания объекта культурного наследия с момента перехода к нему права владения объектом недвижимости.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, если иное не установлено данным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора; в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом (пункт 13 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Довод жалобы об отсутствии надлежащего извещения общества с ограниченной ответственностью "Елатон" о времени и месте рассмотрения районным судом настоящего дела, опровергается материалами дела.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Из материалов дела следует, что извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного во Фрунзенском районном суде города Саратова на 16 декабря 2020 года, направлено обществу с ограниченной ответственностью "Елатон" заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу: "адрес" (том 2 л.д. 2), что согласуется с положениями статьи 25.15 КоАП РФ.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru (41097352890837), 02 декабря 2020 года в 14 часов 06 минут почтовое отправление было передано в отделение почтовой связи, 03 декабря 2020 года в 11 часов 02 минуты прибыло в место вручения, и 04 декабря 2020 года в 12 часов 10 минут имела место неудачная попытка вручения, адресату было оставлено извещение о поступлении в его адрес почтового отправления разряда "судебное", 10 декабря 2020 года в 10 часов 15 минут почтовое отправление было возвращено отправителю в связи с отказом адресата (том 2 л.д. 5-6).
Таким образом, судом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.
Административное наказание назначено обществу с ограниченной ответственностью "Елатон" в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания.
С учетом изложенного, можно прийти к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Елатон" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Поэтому поводов для отмены постановления судьи районного суда и прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елатон" - без удовлетворения.
Судья И.В. Закарян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.