Судья Саратовского областного суда Закарян И.В., при секретаре Рыковой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полесье" на решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года, постановление заместителя государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьева А.А. от 08 сентября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Полесье", установил:
постановлением заместителя государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьева А.А. от 08 сентября 2020 года N 160 общество с ограниченной ответственностью "Полесье" (далее ООО "Полесье") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года постановление должностного лица изменено, из него исключено указание на нарушение пункта 218 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба
ООО "Полесье" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ООО "Полесье" просит решение районного суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обосновании доводов жалобы указывает на допущенные должностным лицом и судьей районного суда нарушения положений КоАП РФ. Полагает, что суд первой инстанции не дал должной оценки доводам общества о нарушении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Законный представитель и защитник ООО "Полесье" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявлено, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 215 указанных Правил установлено, что уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров.
Как следует из материалов дела, 10 часов 00 минут 24 августа 2020 года на поле с кадастровым номером N по адресу: "адрес", "адрес"
"адрес" поля составляет 174 га) произошло возгорание стерни.
В ходе проведения проверки по факту пожара заместителем государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьевым А.А. было установлено, что на данном земельном участке нарушены требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: на землях сельскохозяйственного назначения производится сжигание стерни и остатков соломы (пункт 218 указанных Правил); уборка зернового массива проведена без разбивки поля на участки площадью не более 50 га с опашкой шириной 4 метра (пункт 215 указанных Правил).
Выявленные в ходе проверки нарушения противопожарных норм и явились основанием для привлечения ООО "Полесье" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и виновность ООО "Полесье" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждаются:
Привлекая ООО "Полесье" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, суд посчитал факт совершения правонарушения установленным, а вину ООО "Полесье" доказанной, сославшись на имеющиеся в деле доказательства, в том числе на протокол об административном правонарушении N 160 от 26 августа 2020 года, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 августа 2020 года, протокол осмотра места происшествия от 24 августа 2020 года, фото таблицу, план-схему места возгорания, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Однако с указанными выводами должностного лица и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Исходя из содержания протокола N 160 от 26 августа 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, он составлен заместителем государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьевым А.А. в отношении ООО "Полесье" в отсутствие законного представителя юридического лица 26 августа 2020 года по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 114.
Как следует из материалов проверки, 25 августа 2020 года законному представителю ООО "Полесье" была направлена телеграмма о явке на 26 августа 2020 года для составления протокола по адресу: "адрес", которая 26 августа 2020 года не была доставлена, поскольку такого учреждения нет.
Вместе с тем, из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 августа 2020 года следует, что юридическим адресом ООО "Полесье" является: "адрес".
Также копия протокола и копия постановления должностного лица была направлена почтовым отправлением и получена ООО "Полесье" по вышеуказанному адресу.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Изложенное с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Тем самым законный представитель ООО "Полесье", не извещенный надлежащим образом о месте и времени составления протокола, был лишен предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Этому обстоятельству судьей районного суда не дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, что оставлено без внимания районным судом.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых судебных актов.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьева А.А. от 08 сентября 2020 года, решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ООО "Полесье" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ООО "Полесье" удовлетворить.
Решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от
23 ноября 2020 года, постановление заместителя государственного инспектора Балашовского района по пожарному надзору Алферьева А.А. от 08 сентября
2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Полесье", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ прекратить.
Судья И.В. Закарян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.