Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В., при секретаре Кузнецовой Н.А., с участием помощника прокурора Савина А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Салманова В.И. на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 01 октября 2020 года N 347 и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Слав Дом" Салманова В.И., установила:
постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 01 октября 2020 года N 347, оставленным без изменения решением судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года, директор ООО "Слав Дом" Салманов В.И. привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 5 000 рублей за то, что являясь директором управляющей организации ООО "Слав Дом" в отношении многоквартирного жилого дома N "адрес", не выполнил требование об оснащённости многоквартирного дома поверенным общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.
В жалобе и её дополнении, поданных в Саратовский областной суд, Салманов В.И. просит отменить постановление должностного лица и решение суда первой инстанции, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что ООО "Слав Дом", директором которого он является, управляло многоквартирным домом до 30 июня 2020 года, правонарушение выявлено 31 августа 2020 года, то есть за пределами договорных отношений. Обращает внимание на незаконность принятых актов.
В судебное заседание Салманов В.И. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявлял.
Выслушав помощника прокурора Савина А.И, изучив доводы жалобы, проверив законность постановления должностного лица и судебного решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2020 года прокуратурой Фрунзенского района города Саратова была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по адресу: "адрес". В соответствии с договором от 01 декабря 2015 года управление указанным многоквартирным домом до 30 июня 2020 года осуществляло ООО "УК "Слав Дом", которое, являясь управляющей организацией в отношении указанного многоквартирного жилого дома, не выполнило требование об оснащенности многоквартирного дома поверенным общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.
По данному факту прокуратурой Фрунзенского района города Саратова в вынесено постановление от 01 сентября 2020 года о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении директора ООО "УК "Слав Дом" Салманова В.И.
Привлекая к ответственности директора организации, должностное лицо исходило из того, что лицо, виновное в совершении правонарушения, установлено, в действиях директора организации имеется состав указанного правонарушения.
Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, суд первой инстанции исходил из того, что срок и порядок привлечения Салманова В.И. к административной ответственности не нарушены.
С данными выводами следует не согласиться.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Изложенное относится и к постановлениям о возбуждении дела об административном правонарушении, принимаемым прокурорами.
Согласно материалам дела 01 сентября 2020 года исполняющим обязанности прокурора Фрунзенского района города Саратова Бариновым А.В. в отношении директора ООО "Слав Дом" Салманова В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
В деле имеется извещение от 31 августа 2020 года, составленное в 19 часов 22 минуты, о явке к помощнику прокурора Савину А.И. к 17 часам 01 сентября 2020 года. Данное извещение направлено с личного почтового ящика Савина А.И. (л.д. 85)
Доказательств того, что данное извещение является извещением на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, и что оно заблаговременно направлено, доставлено адресату и им получено (прочитано), материалы дела не содержат.
Данных о направлении Салманову В.И. каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 01 сентября 2020 года надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, Салманова В.И, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении Салманову В.И. копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Имеющийся в материалах дела скрин-шот страницы личного почтового ящика Савина А.И. не свидетельствует о надлежащем направлении копии постановления в адрес Салманова В.И. (л.д. 86).
На изложенное не было обращено внимание должностного лица, вынесшего постановление о привлечении Салманова В.И. к административной ответственности, а также суда первой инстанции.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В связи с изложенным постановление должностного лица и решение суда первой инстанции подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салманова В.И. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.17 названного Кодекса ? в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 01 октября 2020 года N 347 и решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Слав Дом" Салманова В.И. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Т.В. Чаплыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.