Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И, судей Негласона А.А, Сугробовой К.Н, при ведении протокола помощником судьи Бусаргиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тумановой С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж периоды работы, взыскании судебных расходов, по апелляционной жалобе Тумановой С.А. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 24 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А, объяснения истца Тумановой С.А, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Рословой В.В, возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступившие на нее возражения, судебная коллегия
установила:
Туманова С.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное)) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж периоды работы, взыскании судебных расходов, в обоснование которых указала, что решением ГУ УПФ РФ Заводском районе г. Саратова (межрайонное) от 18 мая 2020 года ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа, при этом в стаж педагогической деятельности не были включены следующие периоды работы:
- с 01 сентября 1989 года по 30 сентября 1993 года в должности старшей пионерской вожатой в средней школе N 34 г. Саратова;
- дополнительные выходные дни 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года.
Полагая такое решение незаконным, Туманова С.А. обратилась в суд и просила признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, возложить на ответчика обязанность включить указанные выше периоды в стаж педагогической деятельности, назначить страховую пенсию по старости с даты обращения - с 23 апреля 2020 года, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 24 сентября 2020 года постановлено:
- признать незаконным решение N от 18 мая
2020 года, принятое ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) в части отказа во включении в стаж педагогической деятельности Тумановой С.А. дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля
2018 года, 07 мая 2019 года;
- обязать ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) включить Тумановой С.А. в стаж педагогической деятельности дополнительные выходные дни 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая
2019 года;
- взыскать с ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) в пользу Тумановой С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере
300 руб.;
- в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе Туманова С.А. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылалась как на основания своих требований. Указывает на то, что имеет право на зачет периода ее работы в качестве пионервожатой в стаж педагогической деятельности с учетом ранее действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Заводском районе
г. Саратова (межрайонное) полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Туманова С.А. 23 апреля 2020 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ УПФ РФ Заводском районе г. Саратова (межрайонное) от 18 мая 2020 года N Тумановой С.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа. При этом указано, что Туманова С.А. имеет 21 год 04 месяца 27 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из указанного решения следует, что в стаж педагогической деятельности не были включены периоды работы истца с 01 сентября 1989 года по 30 сентября
1993 года в должности старшей пионерской вожатой в средней школе N 34 г. Саратова; дополнительные выходные дни 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года.
Удовлетворяя заявленные требования о включении в педагогический стаж дополнительных выходных дней, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат зачету в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку дополнительные выходные дни "Радоница" являются выходными днями, установленными на территории Саратовской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж педагогической деятельности периода работы в качестве пионервожатой суд первой инстанции исходил из их необоснованности, поскольку сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года
N 1397, только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности при решении вопроса о признании за Тумановой С.А. права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период его действия у нее отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Поскольку решение суда обжалуется только в части отказа во включении в стаж педагогической деятельности истца периода работы в качестве пионервожатой, судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов жалобы, в связи с чем законность решения суда проверяется только в обжалуемой части.
Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от
29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года
N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по
31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по
31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Абзацем 4 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатый" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, предусматривающие для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности "пионервожатый", предусмотрено в силу п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В обоснование довода о наличии оснований для включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода работы в должности пионерской вожатой в средней школе N 34 г. Саратова с 01 сентября
1989 года по 30 сентября 1993 года Туманова С.А. ссылается на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, однако не учитывает при этом, что в силу подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля
2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (приложения к нему - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.
Поскольку с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, не стали учитываться при исчислении специального стажа для досрочного назначения пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Тумановой С.А. имело место с 01 сентября 1997 года, то есть у нее отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на момент работы в должности пионерской вожатой в средней школе N 34 г. Саратова (с 01 сентября 1989 года по 30 сентября 1993 года), так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, следовательно нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, вопреки доводам апелляционной жалобы, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о досрочном пенсионном обеспечении.
Таким образом, правовых оснований для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы истца в должности пионерской вожатой у суда первой инстанции не имелось.
Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября
2002 года N 781, применяемый ко всем периодам педагогической деятельности, также не предусматривает включения в специальный стаж периодов работы в школе в должности пионерской вожатой.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тумановой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.