Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И, судей Негласона А.А, Сугробовой К.Н, при ведении протокола помощником судьи Бусаргиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в защиту прав и законных интересов Синицына А.В, к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" о взыскании стимулирующей выплаты, по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Негласона А.А, объяснения представителя третьего лица Овчинниковой Т.А, присоединившейся к доводам жалобы ответчика, полагавшей решение суда подлежащим отмене, представителя материального истца Синицына С.А, представителя процессуального истца - прокурора Савиной С.В, возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступившие возражения, судебная коллегия
установила:
прокурор Новоузенского района Саратовской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Синицына А.В, к государственному учреждению здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" (далее по тексту - ГУЗ СО "Новоузенская РБ") о взыскании стимулирующей выплаты, в обоснование которых указал, что проведенной прокуратурой Новоузенского района проверкой установлено, что 13 июля 2020 года водитель скорой помощи ГУЗ СО "Новоузенская РБ" Синицын А.В. осуществлял госпитализацию в медицинское учреждение Нурикенова Т.Ж, у которого имелось подозрение на заражение новой коронавирусной инфекцией COVID-19. 16 июля 2020 года при проведении анализа, у Нурикенова Т.Ж. выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 Синицыну А.В. полагалась выплата в размере 25000 руб. как водителю скорой медицинской помощи осуществлявшего перевозку лица, у которого выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Синицын А.В. фактически участвовал в выявлении заболевшего с признаками ОРВИ, оказывая ему медицинскую помощь, а равно непосредственно работал с гражданином, у которого выявлена коронавирусная инфекция. Однако указанная выплата Синицыну А.В. не произведена, что является нарушением его трудовых прав.
По данному факту в адрес главного врача ГУЗ СО "Новоузенская РБ"
31 августа 2020 года внесено представление N 40-2020 об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, которое отклонено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Новоузенского района Саратовской области просил взыскать с ГУЗ СО "Новоузенская РБ" в пользу Синицына А.В. стимулирующую выплату в размере 25000 руб.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года с ГУЗ СО "Новоузенская РБ" в пользу Синицына А.В. взыскана стимулирующая выплата в размере 25000 руб.
В апелляционной жалобе ГУЗ СО "Новоузенская РБ" ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался как на основания своих возражений. Указывает на то, что по состоянию на 13 июля 2020 года у ФИО8 не имелось подтвержденного диагноза новой коронавирусной инфекции и, следовательно, Синицын А.В. не оказывал помощь лицу, у которого есть подтверждённый диагноз новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В отзыве на апелляционную жалобу министерство здравоохранения Саратовской области присоединяется к доводам жалобы ответчика, полагает решение суда незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новоузенского района Саратовской области и Синицын А.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайства в апелляционную инстанцию не направили. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 13 июля 2020 года водитель скорой помощи ГУЗ СО "Новоузенская РБ" Синицын А.В. осуществлял госпитализацию ФИО8 в инфекционное отделение ГУЗ СО "Новоузенская РБ" с диагнозом острая респираторная вирусная инфекция; осложненная двухсторонняя полисегментарная пневмония.
Из материалов дела следует, что 15 июля 2020 года ФИО8 был выписан из ГУЗ СО "Новоузенская РБ" в связи с ухудшением состояния здоровья с переводом в ГУЗ "Областная клиническая больница".
Как следует из медицинской карты N 5755 ГУЗ "Областная клиническая больница" 15 июля 2020 года ФИО8 поставлен предварительный диагноз, U07.2 Основной: Новая коронавирусная инфекция, возбудитель не идентифицирован, среднетяжелое течение. Осложнения основного Л8.8 Внебольничная двусторонняя полисегментарная пневмония (вирусная), тяжелое течение.
В тот же день у ФИО8 отобран биоматериал.
16 июля 2020 года согласно результатам лабораторных исследований ФКУ здравоохранения "Российского научно-исследовательского противочумного института "Микроб" у ФИО8 выявлен положительный результат новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств того, что выявленный 16 июля
2020 года у ФИО8 в результате молекулярно-генетических исследований коронавирус не находится в причинно-следственной связи с ранее установленным у него 13 июля 2020 года диагнозом острая респираторная вирусная инфекция; осложненная двухсторонняя полисегментарная пневмония.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагает из законными, основанными на всестороннем исследовании материалов дела.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно п. 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
- оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц.
Согласно абз. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пп. 5.2.17 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядки оказания медицинской помощи.
В целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
19 марта 2020 года N198н утвержден временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно п. 1.3 Приложения N 2 к Приказу от 19 марта 2020 года N198н руководителям медицинских организаций, оказывающих скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь следует определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией (далее - специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи), для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COV1D-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В соответствии с письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года
N 16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 года N 415 и от 12 апреля 2020 года N 484" стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484, полагается медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с требованиями Временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н.
В ходе проведенной прокуроратурой Новоузенского района Саратовской области проверки установлено, что 13 июля 2020 года водитель скорой помощи ГУЗ СО "Новоузенская РБ" Синицына А.В. осуществлял госпитализацию ФИО8 в инфекционное отделение ГУЗ СО "Новоузенская РБ" с диагнозом острая респираторная вирусная инфекция; осложненная двухсторонняя полисегментарная пневмония.
В силу п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая
2020 года N 15), подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом (в связи с прибытием из неблагополучного региона, контактом с человеком с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, работой в медицинской организации с пациентами с клиникой респираторных заболеваний, внебольничных пневмоний и иными случаями).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п. 9.2 данных Правил выявление больных и носителей инфекционных болезней осуществляется при всех видах оказания медицинской помощи.
Из изложенного следует, что диагноз, который был установлен
ФИО8 - острая респираторная вирусная инфекция, осложненная двусторонняя полисегментарная пневмония, в силу п. 3.6 СП 3.1.3597-20 относится к симптоматике новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела медицинских документов следует, что с момента госпитализации ФИО8 в ГУЗ СО "Новоузенская РБ" и до установления диагноза коронавирусная инфекция ему оказывалась медицинская помощь, связанная с лечением новой коронавирусной инфекции. При этом само подтверждение диагноза - коронавирусная инфекция COVID-19, является заключительным этапом выявления заболевшего и порождает правовые основания для установленных действующим законодательством выплат.
Таким образом, документально подтверждено, что бригада скорой медицинской помощи, в состав которой входил водитель Синицына А.В, непосредственно работала (оказывала скорую медицинскую помощь) с гражданином, у которого выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Факт работы, водителя скорой медицинской помощи 13 июля 2020 года с пациентом с диагнозом "коронавирусная инфекция" (COVID-19) нашел свое документарное подтверждение, указанные доказательства (карты вызовов, выписки из федерального реестра) согласуются между собой, а также не оспариваются ответчиком.
Работникам скорой медицинской помощи (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал и водители автомобилей скорой медицинской помощи) за работу с пациентами с диагнозом "коронавирусная инфекция" (COVID-19) предусмотрены дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Указанные стимулирующие выплаты производятся непосредственно работодателем в дни выплаты заработной платы, с получением соответствующих денежных средств, в порядке установленном Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что стороной ответчика не представлено доказательств, что выявленный у пациента коронавирус не находился в причинно-следственной связи с ранее установленным у него диагнозом.
Доводы ответчика о том, что спорная стимулирующая выплата истцу не полагается поскольку в день госпитализации у ФИО8 диагноз коронавирусная инфекция подтвержден не был, откланяются судебной коллегией ввиду следующего.
Реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст. 34, ч. 1; ст. 35, ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Исполняя свои трудовые обязанности добросовестно, истец не мог не выехать на вызов к пациенту с симптомами ОРВИ, подвергая свою жизнь и здоровье опасности в связи с потенциальной возможностью заражения коронавирусной инфекцией.
Учитывая изложенное, работодатель несет ответственность за принимаемые им управленческие решения.
Факт выезда к больному с уже установленным диагнозом коронавирусная инфекция и установлением данного диагноза в последующем, после госпитализации, при наличии всех признаков заболевания, не может быть решающим и ставить работника, выполняющего одинаковую работу, с равноценными рисками, в неравные условия по оплате труда.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения Саратовской области "Новоузенская районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.