Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И, судей Негласона А.А, Сугробовой К.Н, при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рогулина ФИО8 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе Рогулина ФИО9 на решение Кировского районного суда города Саратова от 19 ноября 2020 г, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И, объяснения истца Рогулина Ю.В. и его представителя Трубецкой И.В, поддержавших доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Рогулин Ю.В. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Свои требования мотивировал тем, что 30 июня 2020 г. он обратился в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как гражданина, уволенного с военной службы, и приравненных к ним лиц в связи с отсутствием у него жилого помещения с приложением необходимых документов.
Письмом ответчика от 20 июля 2020 г. N истцу отказано в рассмотрении заявления о постановке на жилищный учет в министерстве по категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц по тем основаниям, что у Рогулина Ю.В. не имеется оснований для предоставления ему жилого помещения в рамках Федерального закона от 27 мая
1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Отказ ответчика мотивирован тем, что Рогулин Ю.В. не значится в списке граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г.
Истец считает, что вышеуказанный отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, как гражданина, уволенного с военной службы (службы), и приравненных к ним, является незаконным и необоснованным, поскольку истец является подполковником запаса, был уволен с военной службы 11 марта 1992 г. по ограниченному состоянию здоровья, перед увольнением в течение 19 лет служил в закрытом гарнизоне, дислоцируемом в местности, относящейся к местности с тяжелыми климатическими условиями. За безупречную службу в Вооруженных Силах истец был неоднократно награжден, в настоящее время Рогулин Ю.В. является ветераном военной службы и военным пенсионером, имеющим право на льготное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До 28 ноября 2002 г. Рогулин Ю.В. состоял на льготной очереди на получение жилого помещения в г. Барнауле, однако до настоящего времени свое право на льготное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма, как военнослужащий и военный пенсионер, истец не реализовал.
Согласно сведений, предоставленных Управлением Росреестра, ГУП "Саратовское областное БТИ" Рогулин Ю.В. никакого жилья в собственности на территории РФ не имел и не имеет, по договору социального найма истцу жилое помещение также не предоставлялось.
В настоящее время истец проживает в "адрес" по адресу: "адрес" по договору коммерческого найма.
Несмотря на то, что с 10 ноября 2009 г. истец зарегистрирован по адресу: "адрес", фактически он по указанному адресу никогда не проживал, регистрация носит формальный характер, договор социального найма указанного помещения с истцом не заключался, документы о принадлежности указанного объекта кому-либо отсутствуют. Проживание истца по адресу его регистрации не предоставляется возможным, так как здание отсутствует и объекта, пригодного для проживания, не имеется. В браке истец не состоит, кроме пенсии иных доходов у истца не имеется.
Полагая свои права нарушенными, Рогулин Ю.В. обратился в суд, который просил признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащего - военного пенсионера, имеющего право на льготное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством; обязать министерство строительства и жилищного хозяйства Саратовской области предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма как военнослужащему - военному пенсионеру в границах г. Балаково Саратовской области.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 19 ноября 2020 г. в удовлетворении исковых требований Рогулина Ю.В. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, полагая, что имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, указывая, что в полномочия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства входит, в том числе, принятие решений о признании граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от
27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01 января 2005 г, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 30 июня 2020 г.
Рогулин Ю.В. обратился в министерство строительства и жилищного-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, как гражданина, уволенного с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в связи с отсутствием у него жилого помещения.
Из ответа первого заместителя министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 20 июля 2020 г.
N Рогулину Ю.В. отказано в рассмотрении заявления о постановке на жилищный учет в министерстве по категории в граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, поскольку министерство не обладает полномочиями по постановке на жилищный учет граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, а только лишь проводит работу по обеспечению жильем указанных категорий граждан на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления (л.д. 6-8).
Вступившим в законную силу решением Балаковского районного суда Саратовской области от 26 июня 2020 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления Рогулина Ю.В. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Из указанного решения следует, что 19 сентября 2019 г. Рогулин Ю.В. обратился в администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
23 сентября 2019 г. и.о директора МКУ Балаковского муниципального района "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в адрес Рогулина Ю.В. направлено письмо, согласно которому для рассмотрения вопроса о постановке на жилищный учет истцу необходимо в срок до 01 октября 2019 г. предоставить следующие документы: справку о заключении брака по форме N 28, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274; справку о зарегистрированных лицах по форме N 1 (приложение N 2 к Закону Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области") по адресу: "адрес"; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В данном письме указано, что в случае непредоставления перечисленных документов Рогулину Ю.В. будет отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 69).
Постановлением администрации Балаковского муниципального района от
24 октября 2019 г. N Рогулину Ю.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по Натальинскому муниципальному образованию в связи с тем, что истцом не представлены вышеперечисленные документы, о чем Рогулину Ю.В. сообщено в письме и.о директора МКУ Балаковского муниципального района "Управление жилищно-коммунального хозяйства" от 24 октября 2019 г. N (л.д. 76, 77).
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", ст. 52 ЖК РФ, постановлением Правительства Саратовской области от
01 июля 2011 г. N 330-П "Вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", ст. 4 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", постановлением администрации Балаковского муниципального района от 06 ноября 2015 г. N 4297 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", указал, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не обладает полномочиями по постановке на учет граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а только формирует сводный список лиц, указанной категории на основании списков, представленных органами местного самоуправления, и поскольку на момент обращения Рогулина Ю.В. к ответчику он в указанном списке не значился, то оснований для его включения в сводный список граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и предоставления ему жилого помещения у ответчика в пределах его компетенции не имелось, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Рогулина Ю.В.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их основанными на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Так, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
В силу ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч. 3).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4).
Положением о порядке формирования сводного списка граждан, которые до
01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 01 июля 2011 г. N 330-П установлен порядок формирования уполномоченным органом исполнительной власти области сводного списка граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, на основании списков, представленных органами местного самоуправления области.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке формирования сводного списка граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 01 июля
2011 г. N 330-П сводный список формируется уполномоченным органом на основании представленных органами местного самоуправления (по согласованию) списков по форме согласно приложению к настоящему Положению.
Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан" уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, распространяется на граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 4 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г.
N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договору социального найма осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства.
Кроме того, постановлением администрации Балаковского муниципального района от 06 ноября 2015 г. N 4297 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Пунктом 2.6 административного регламента от 06 ноября 2015 г. N 4297 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 15 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания Балаковского муниципального района от
29 сентября 2015 г. N 938 структуру органов местного самоуправления Балаковского муниципального района составляют: представительный орган Балаковского муниципального района - Собрание Балаковского муниципального района Саратовской области; высшее должностное лицо Балаковского муниципального района - Глава Балаковского муниципального района Саратовской области; исполнительно-распорядительный орган Балаковского муниципального района - администрация Балаковского муниципального района Саратовской области; контрольно-счетный орган Балаковского муниципального района - Контрольно-счетная палата Балаковского муниципального района Саратовской области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в соответствии с постановлением Губернатора Саратовской области от 08 ноября 2017 г. N 393 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти" является органом исполнительной власти Саратовской области и не относится к органам местного самоуправления.
Также в соответствии со ст. 1 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14 мая 2005 г. N 168-П министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является органом исполнительной власти области.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не обладает полномочиями по постановке на учет граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", является законным, основанным на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям.
Разделом III Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 14 мая 2005 г. N 168-П предусмотрены основные функции министерства в сфере жилищных отношений, среди которых: принятие решений о признании граждан, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда области, в получении социальной выплаты (безвозмездной финансовой помощи) на строительство (приобретение) жилых помещений либо об отказе в таком признании в пределах своей компетенции; ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в получении жилых помещений государственного жилищного фонда области в пределах своей компетенции; формирование и утверждение списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по форме, в сроки и в порядке, установленном законодательством, в пределах своей компетенции; осуществление учета государственного жилищного фонда области, управление государственным жилищным фондом области, в том числе заключение договоров социального найма государственного жилищного фонда области; рассмотрение вопросов предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда области отдельным категориям граждан в пределах своей компетенции.
Однако, из вышеприведенных норм законодательства следует, что постановка на учет граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к компетенции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не относится, в связи с чем данные доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано, что Рогулин Ю.В. не лишен возможности обратится в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы для рассмотрения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что исковые требования к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области заявлены Рогулиным Ю.В. преждевременно, поскольку в настоящее время право Рогулина Ю.В. на обеспечение его жилым помещением по договору социального найма министерством не нарушено по причине отсутствия Рогулина Ю.В. в сводном списке граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Полномочиями по включению Рогулина Ю.В. в указанный сводный список в отсутствие списков, представленных органами местного самоуправления, ответчик не обладает.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении искового заявления в суде первой инстанции, которые судом исследованы, и им дана правильная оценка, в связи с чем они не могут быть приняты судебной коллегией, так как не опровергают вышеизложенных выводов, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям закона, существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным, поэтому оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 19 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рогулина Ю.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.