Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Беляевой Е.О, судей Голубева И.А, Ершова А.А, при секретаре Лукине Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александрович А.П. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2020 г, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Голубева И.А, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области Сысугиной Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца и его представителя Седовой М.Д, возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Александров А.П. обратился в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области (далее - Министерство), в котором просил предоставить Александрович А.П. жилое помещение по договору социального найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда области в г.Саратове общей площадью не менее 30 кв.м.
Требования мотивировал тем, что он является "врачебная тайна", имеет "врачебная тайна", при которой невозможно совместное проживание в одном помещении с другими гражданами.
В 2017 году истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, однако получил отказ, в связи с тем, что маме истца Александрович Л.Н. принадлежит на праве собственности жилое помещение: расположенное п адресу: "адрес", которое занято лишь семьей истца. В 2019 г. истец повторно обратился к ответчику с заявлением, однако также получил отказ. До настоящего времени Министерство не предоставило жилое помещение Александровичу А.П.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2020 г. (с учетом определения того же суда от 18 марта 2020 г. об исправлении описки) исковые требования удовлетворены: на Министерство возложена обязанность предоставить Александровичу А.П. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее
30 кв.м. из государственного жилищного фонда области в г.Саратове по договору социального найма; с Министерства в пользу Александровича А.П. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Автор жалобы указывает, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении распоряжением администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов". При этом на учете в Министерстве истец не состоит. Истец зарегистрирован в жилом помещении, собственником которого является его мать и занимаемого одной семьей, т.е. истец не является нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, ранее истцом было отчуждено жилое помещение, находящееся в его собственности. На основании изложенного Министерство полагает, что обоснованно отказало истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Иные лица, участвующие в деле, на заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как видно из материалов дела, истец зарегистрирован в коммунальной трехкомнатной квартире общей площадью 71, 1 кв.м по адресу: "адрес"
Данная квартира на праве общей долевой собственности (36/100 доли) принадлежит матери истца Александрович Л.Н.
Фактически в пользовании согласно договору купли-продажи находится одна жилая комната площадью 16, 6 кв.м, в которой проживают истец и его мать.
Истец иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или принадлежащего ему на праве собственности не имеет, что сторонами не оспаривалось и следует из материалов дела.
Согласно распоряжению администрации Заводского района г. Саратова
от 11 июня 2019 г. N 431-р истец в составе семьи 2-х человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В соответствии с решением врачебной комиссии "врачебная тайна" от 23 декабря 2019 г. N 202/1 истец наблюдается с диагнозом: "врачебная тайна"
Согласно справке "врачебная тайна" истец является "врачебная тайна".
Истец дважды, в 2017 г. и 2019 г, обращался в Министерство с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, по категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Однако оба раза ему было отказано в постановке на учет.
Удовлетворяя иск, районный суд, руководствуясь положениями ст. ст. 51, 53, 57 ЖК РФ, Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО
"О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", исходил из того, что Александрович А.П. имеет право на получение вне очереди жилого помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма, а отказ Министерства в постановке его на учет и предоставлении жилья незаконен.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об удовлетворении исковых требований, поскольку они основаны на правильном применению норм материального права и подтверждаются установленными по делу обстоятельствами.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В силу ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 г, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
На основании ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января
2005 г, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с "врачебная тайна" больным "врачебная тайна" предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Помимо этого на территории Саратовской области действует Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (далее - Закон N 39-ЗСО), который в соответствии с Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами определяет порядок ведения учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, и порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Саратовской области, а также основания улучшения жилищных условий граждан при реализации государственных программ области.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона N 39-ЗСО жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются однократно признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Таким образом, исходя из указанных положений Закона N 39-ЗСО для предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области не обязательно признание гражданина малоимущим.
В Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 987н поименован "врачебная тайна"
т.е. имеющееся у истца заболевание.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 39-ЗСО уполномоченный государственный орган области принимает на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, указанных в статье 1 настоящего Закона. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ указаны аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, для признания истца нуждающимся достаточно его соответствия одному из указанных пунктов.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что Александрович А.П. является нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, в соответствии с п. п. 2, 3 и 4.
Так, истец проживает с матерью в комнате в коммунальной квартире площадью 16, 6 кв.м, т.е. является членом семьи собственника жилого помещения, обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (Решение Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 г.
N 63-622) (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 39-ЗСО).
Кроме того, жилой дом, в котором живет истец, по адресу: "адрес", включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 1 июля 2019 г.
N 1184, порядковый N. Согласно данному Перечню, дом признан аварийным 30 января 2015 г.
Признание дома аварийным указывает на то, что жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания, в свою очередь пригодность для проживания является обязательным требованием для признания помещения жилым (ст. 15 ЖК РФ, п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).
Таким образом, истец проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилого помещения требованиям (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 39-ЗСО).
Также истец является членом семьи собственника жилого помещения, проживает в квартире, занятой несколькими семьями, при этом в составе его семьи имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 39-ЗСО).
Неоднократно отказывая истцу в постановке на учет, Министерство указывало на то, что семья истца (он и мать) проживают в помещении, собственником которого является мать истца, т.е. помещение занято одной семьей. В этой связи Министерство полагало, что истец не может быть признан нуждающимся по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, аналогичному п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 39-ЗСО. Подобные доводы содержаться и в апелляционной жалобе ответчика.
Однако судебная коллегия отмечает, что мать истца является долевым собственником коммунальной квартиры, в которой также имеются другие сособственники: Аристова Н.С. (33/100 доли) и Кузнецова Е.А. (31/100 доли), что следует из договоров купли-продажи, свидетельств о регистрации права собственности и выписке из ЕГРН на квартиру (л.д. 35-48).
Как видно из материалов дела и следует из объяснений истца в суде апелляционной инстанции, фактически в квартире живут 3 семьи, каждая в своей комнате, истец, будучи больным, вынужден находиться в своей комнате, поскольку Аристова Н.С. и Кузнецова Е.А. не являются родственниками ни истцу, ни его матери.
Таким образом, доводы Министерства о невозможности признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, по п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона
N 39-ЗСО не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В силу п. 10 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденном Постановлением Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 г. N 168-П, основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются:
принятие и рассмотрение заявлений и документов граждан по вопросам признания их в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах своей компетенции;
принятие решений о признании граждан, в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда области, в получении социальной выплаты (безвозмездной финансовой помощи) на строительство (приобретение) жилых помещений либо об отказе в таком признании в пределах своей компетенции;
ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в получении жилых помещений государственного жилищного фонда области в пределах своей компетенции;
осуществление учета государственного жилищного фонда области, управление государственным жилищным фондом области, в том числе заключение договоров социального найма государственного жилищного фонда области.
Таким образом, реализация положений Закона N 39-ЗСО о ведении учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из государственного жилищного фонда области, о заключении договоров социального найма государственного жилищного фонда области, возложена на Министерство, являющееся надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона N 39-ЗСО жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением случаев, установленных ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Положения п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отсылают к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г.
N 987н
Как было указано выше, истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
На основании изложенного, исходя из положений Закона N 39-ЗСО, согласующихся с ЖК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и не имеющий иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего ему на праве собственности, признанный нуждающимся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
Несостоятельными являются доводы Министерства о добровольном ухудшении истцом жилищных условий.
Аналогичные доводы приводились ответчиком в районном суде и им обоснованно была дана критическая оценка.
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Приказом Минстроя России от 3 апреля 2020 г. N 188/пр, согласно положениям ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:
отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;
неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности;
вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением супруга (супруги), родителей, несовершеннолетних детей заявителя);
невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением.
Как установлено районным судом, ранее принадлежащее истцу на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу:
"адрес", являлась предметом залога по договору ипотеки. После возникновения заболевания с октября 2015 г. ежемесячные платежи по возврату займа истцом не уплачивались. Решением Заводского районного суда
"адрес" от 18 августа 2016 г. были удовлетворены требования ЗАО "Ипотечный агент ДВИЦ-1" о взыскании в том числе с истца суммы займа в размере
1 281 669, 41 руб, обращении взыскания на заложенное имущество - квартиру по адресу: "адрес". В ходе исполнения решения суда судебными приставами-исполнителями данная квартира была передана взыскателю АО "Ипотечный агент ДВИЦ-1".
Таким образом, вопреки доводам Министерства истец добровольного ухудшения жилищных условий не допускал.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы жалобы о том, что истец на учете в Министерстве не состоит.
Действительно, исходя из положений ч. 1 ст. 12 Закона N 39-ЗСО и
ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ.
При этом вопрос о том, может ли истец быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, может и должен проверяться судом, а решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции. Данная правовая позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ в судебных актах (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09 декабря 2014 г. N 33-КГ14-12, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 58-КГ17-4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N 18-КГ18-68).
По смыслу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, предварительная постановка на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях предполагается, но не является определяющим фактором.
Как было указано выше, истец дважды (в 2017 г. и 2019 г.) обращался в Министерство с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. В 2019 г. истцом были предоставлены все необходимые документы, что следует из материалов дела. Однако оба раза ему было отказано в принятии на учет (ответы от 16 октября 2017 г. и от 28 октября
2019 г.).
Удовлетворяя иск, районный суд фактически пришел к выводу о незаконности отказов Министерства в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
Судебная коллегия соглашается с данной позицией районного суда, поскольку мотивы отказов были аналогичны возражениям Министерства на исковое заявление и доводам жалобы, которым дана критическая оценка по вышеуказанным основаниям.
Поскольку истец относится к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, т.е. без включения его в какую-либо очередь, его объективная нуждаемость подтверждается материалами дела, он неоднократно предпринимал действия по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем ему было необоснованно отказано Министерством, а положения ч. 1 ст. 12 Закона N 39-ЗСО и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений указанной категории граждан по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия не находит оснований для отказа истцу в иске.
Каких-либо предусмотренных Законом N 39-ЗСО и ЖК РФ оснований, безусловно свидетельствующих о необоснованности заявленных истцом требований, Министерством не приведено, судом не установлено.
Норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда районным судом (с учетом определения об исправлении описки) определена правильно в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 39-ЗСО. Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда в данной части не содержит.
Понесенные истцом судебные расходы на оплату услуг представителя и оплату госпошлины обоснованно в соответствии с положениями главы 7 ГПК РФ взысканы с Министерства как проигравшей стороны, с чем судебная коллегия соглашается. Размер расходов на представителя определен правильно, в разумных пределах. Доводы представителя Министерства о том, что несение данных расходов не подтверждено, опровергаются материалами дела, в частности квитанцией об оплате госпошлины, а также договором на ведение дела в суде первой инстанции с актом приема-передачи денежных средств. Вопреки доводам Министерства расходы на доверенность заявлены и взысканы не были.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Министерства по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и несогласию с произведенной судом оценкой имеющихся по делу доказательств, при этом выводы судов первой инстанции не опровергают, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.