Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н, судей Негласона А.А, Сугробовой К.Н.
при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловой С.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) на решение Петровского городского суда Саратовской области от 14.10.2020 г, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н, объяснения представителя ответчика Рычаговой Ю.С, поддержавшей доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Михайлова С.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Требования мотивировала тем, что она осуществляла трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда и имеет стаж на работах с тяжелыми условиями труда более 05 лет. Решением УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) N от 07.04.2020 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж работы не включены, в частности, периоды работы по разделу XXIV Списка N 2: с 08.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности палатной санитарки в инфекционном отделении в МУЗ "Екатериновская районная больница", с 01.01.2009 г. по 25.12.2019 г. в должности санитарки в инфекционном отделении в ГУЗ СО "Екатериновская районная больница", так как отсутствовало документальное подтверждение занятости по обслуживанию больных, также в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица за вышеуказанный период отсутствует код льготных условий.
Считая свои пенсионные права нарушенными, истец с учетом положений ст. 39 ГПК РФ (л.д. 108 оборот) просила признать незаконным решение УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) N от 07.04.2020 г. об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в части отказа включить в стаж на соответствующих видах работ периоды ее работы с 08.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности палатной санитарки в инфекционном отделении в МУЗ "Екатериновская районная больница", с 01.01.2009 г. по 25.12.2019 г. в должности санитарки в инфекционном отделении в ГУЗ СО "Екатериновская районная больница"; зачесть указанные периоды в стаж истца на соответствующих работах, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 25.12.2019 г.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от 14.10.2020 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Автор жалобы выражает несогласие с данной судом первой инстанции оценкой представленным доказательствам, указывая, что доказательств, подтверждающих выполнение Михайловой С.И. в спорные периоды времени работ с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня истцом не представлено.
Истец Михайлова С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки судебной коллегии не представила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что 25.12.2019 г. истец Михайлова С.И. обратилась в УПФР в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
07.04.2020 г. решением УПФР в Петровском районе Саратовской области N Михайловой С.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из решения УПФР в Петровском районе Саратовской области Михайлова С.И. в возрасте 54 лет имеет страховой стаж 24 года 01 месяц 17 дней, из них 00 лет 00 месяцев 00 дней стажа на работах, предусмотренных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, индивидуальный пенсионный коэффициент на дату обращения - 43, 530.
УПФР в Петровском районе Саратовской области не были учтены в специальный стаж периоды работы Михайловой С.И. с 08.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности палатной санитарки в инфекционном отделении в МУЗ "Екатериновская районная больница", с 01.01.2009 г. по 25.12.2019 г. в должности санитарки в инфекционном отделении в ГУЗ СО "Екатериновская районная больница", так как отсутствует документальное подтверждение занятости по обслуживанию больных, также в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица за вышеуказанный период отсутствует код льготных условий; в период работы с 09.10.2017 г. по 10.10.2017 г. в ГУЗ СО "Екатериновская районная больница" в должности санитарки в инфекционном отделении истцу был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, в связи с чем указанный период не включается в периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Право на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у Михайловой С.И. возникнет по достижении возраста 58 лет (л.д. 13).
Проверяя обоснованность принятого ответчиком решения, судом первой инстанции установлено следующее.
08.01.2008 г. Михайлова С.И. была принята на работу в МУЗ "Екатериновская районная больница" на должность палатной санитарки в инфекционное отделение", 01.01.2009 г. переведена на должность санитарки в инфекционное отделение, где продолжает работать по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжки серии N истца, заполненной 09.01.1986 г. (л.д. 8-9).
Из штатного расписания Екатериновской ЦРБ на 2008 год следует, что в инфекционном отделении больницы предусмотрены должности санитарки палатной (л.д. 46), штатным расписанием больницы за период с 2009 года по настоящее время в инфекционном отделении предусмотрена единственная должность младшего медперсонала - санитарка (л.д. 48, 49-50, 51-52, 53-54, 55-56, 57-58, л.д. 59-60, 61-62, 63-64, 65-66).
Судом первой инстанции были исследованы должностные инструкции санитарки за 2014 г. и 2018 г.
Как следует из должностной инструкции санитарки отделения, утвержденной главным врачом ГУЗ СО "Екатериновская РБ" в 2014 году (л.д. 43-44), в обязанности санитарки входит: уборка помещений в учреждении в соответствии с санитарными правилами и нормами, удаление пыли, мойка вручную или с помощью приспособлений стен, полов, оконных рам и стекол, мебели, ковровых изделий; очистка урны и промывание их дезинфицирующими растворами, сбор мусора и вынос его в установленное место; чистка и дезинфекция унитазов, ванн, раковин и других санитарно-технических оборудований. Осуществление подготовки помещений и ванн; систематически (после каждого больного) осуществление санитарно-гигиенической обработки ванн и мочалок. Оказание помощи больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании; приготовление дезинфицирующих и моющих растворов; получение моющих средств, инвентаря, обтирочного материала; соблюдение требований санитарии и гигиены в убираемых помещениях; оказание помощи старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и их доставке в подразделение; получение у сестры-хозяйки и обеспечение правильного хранения и использования белья, хозяйственного инвентаря и моющих средств, сообщать сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах, убирать прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи, по указанию палатной медицинской сестры сопровождение больных с лечебно-диагностические кабинеты, выполнять функции курьера, осуществлять мойку аптечной посуды, получать готовую пищу на пищеблоке, проверять ее по весу и счету, расписываться в раздаточной ведомости. Производить подогрев пищи, раздавать больным пищу в горячем виде, мытье посуды, уборки буфетной и столовой. Систематически производить уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных. Обеспечивать санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой.
Своевременно информировать руководство отделения о необходимости ремонта оборудования и инвентаря буфетной.
Согласно должностной инструкции санитара, утвержденной главным врачом ГУЗ СО "Екатериновская РБ" в 2018 году(л.д. 41-42), в обязанности санитара входит: проведение размещения материальных объектов и медицинских отходов на средствах транспортировки, проведение своевременной транспортировки и своевременной доставки материальных объектов и медицинских отходов к месту назначения, согласование действий с медицинским персоналом медицинской организации при перемещении, транспортировке материальных объектов и медицинских отходов, сохранность перемещаемых объектов в медицинской организации, проведение герметизации упаковок и емкостей однократного применения с отходами различных классов опасности, проведение гигиенической обработки рук, проведение ежедневной влажной уборки палат, помещений, кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств, проведение генеральных уборок палат, помещений кабинетов согласно графику, проведение обеззараживание воздуха и проветривание палат, помещений, кабинетов, соблюдение порядка в холодильниках и санитарное содержание холодильников для хранения личных пищевых продуктов пациентов, проведение дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря и медицинских изделий, оказание помощи старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов оборудования и доставке их в отделение, получение у кастелянше и обеспечение правильного хранения и использования белья хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств, уборка прикроватных столиков у лежачих больных после каждого приема пищи, по указанию палатной медицинской сестры сопровождение больных в лечебно-диагностические кабинеты, выполнение функций курьера, осуществление доставки биологического материала в лабораторию, сообщение кастелянше о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах, систематическое осуществление (после каждого больного) санитарно-гигиенических обработок ванны и мочалок.
Руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 и с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Михайлова С.И, работая в инфекционном отделении больницы в должности палатной санитарки, санитарки, осуществляла деятельность младшего медицинского персонала, относящегося, согласно Указанию Министерства социальной защиты РФ от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" к персоналу непосредственно обслуживающему больных в инфекционном отделении.
В связи с чем судом первой инстанции были удовлетворены исковые требования Михайловой С.И. о включении периодов работы с 08.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (11 месяцев 23 дня) в должности палатной санитарки в инфекционном отделении в МУЗ "Екатериновская районная больница", с 01.01.2009 г. по 08.10.2017 г. (08 лет 10 месяцев 08 дней), с 11.10.2017 г. по 25.12.2019 г. (02 года 02 месяца 15 дней) в должности санитарки в инфекционном отделении в ГУЗ СО "Екатериновская районная больница" в стаж работы с тяжелыми условиями труда и возложена на ответчика обязанность назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 г.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665).
Согласно подп. "б" п. 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы истца, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ имеют в том числе женщины по достижении ими возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 20 лет. К числу таких работников относится и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
В п. 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и п. 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.08.1993 г. N 05-16/30-16 приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых указана должность "санитарка палатная".
В приложении N 2 к Указанию Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26.04.1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" также приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых поименована должность "санитарка палатная".
С учетом приведенных норм права следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжелыми условиями труда), относится в том числе должность санитарки палатной, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в инфекционном отделении.
Однако суд первой инстанции, разрешая заявленный спор, указанное обстоятельство не проверил.
В апелляционной инстанции судебной коллегией на основании положений ст. 327.1 ГПК РФ, пп. 2 п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" приобщены к материалам дела копии справки уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий от 25.12.2019 г. N 258, выданной ГУЗ СО "Екатериновская РБ" Михайловой С.И. для предоставления в пенсионный фонд; письма, направленного 31.03.2020 г. ГУЗ СО "Екатериновская РБ" в ГУ УПФР в Петровском районе об отзыве ранее выданной Михайловой С.И. справки уточняющей особый характер работ; перечень рабочих мест, наименований, профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", которые ГУЗ СО "Екатериновская РБ" предоставляла в пенсионный фонд.
Указанные документы, судебной коллегией приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Так, судебной коллегией установлено, что 25.12.2019 г. Михайловой С.И. ГУЗ СО "Екатериновская РБ" выдана справка N, уточняющая особый характер работ или условий труда, необходимый для назначения льготных пенсий.
31.03.2020 г. ГУЗ СО "Екатериновская РБ" указанная справка была отозвана, как ошибочно выданная.
Как следует из перечня рабочих мест, наименований, профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", которые ГУЗ СО "Екатериновская РБ" предоставляла в пенсионный фонд за период с 2008 г. по 2014 г. должности санитарки палатной и санитарки в указанных перечнях отсутствуют.
Для проверки основания отзыва справки уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимый для назначения льготных пенсий, которая была выдана истцу, судебной коллегией был направлен запрос в ГУЗ СО "Екатериновская РБ" в котором предлагалось указать причины отзыва указанной справки, а также представить сведения о том, была ли работа Михайловой С.И. по должности санитарки палатной (санитарки) в инфекционном отделении занятой с непосредственным обслуживанием больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) N.
На запрос судебной коллегией ГУЗ СО "Екатериновская РБ" представлен ответ из которого следует, что работа Михайловой С.И. в спорные периоды, составляла менее 80% рабочего времени, связанного с непосредственным обслуживанием больных, по указанной причине была отозвана справка, уточняющая особый характер работы и не предоставлялись сведения в пенсионный фонд по коду льготного назначения пенсии.
Таким образом, суд первой инстанции в результате ошибочного толкования норм материального права, устанавливающих порядок и условия назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, работа которых связана с непосредственным обслуживанием больных в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, пришел к неправомерному выводу о наличии у Михайловой С.И. необходимого стажа работы в таких условиях труда.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 г. Nн.
Из ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Михайлова С.И. была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 31.01.2002 г.
Из материалов дела следует, что спорные периоды работы Михайловой С.И. имели место после ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Михайловой С.И. за спорные периоды представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указания кода льготных условий.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не применив к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пришел к ошибочному выводу о том, что не предоставление работодателем сведений в отношении специального стажа Михайловой С.И. в индивидуальный (персонифицированный) учет не имеют правового значения при установлении права гражданина на досрочную страховую пенсию по старости.
При этом, указывая на то, что представленные Михайловой С.И. доказательства в обоснование заявленных ею требований и в подтверждение наличия у нее специального стажа работы с тяжелыми условиями труда: должностные инструкции, выписки из штатных расписаний, копии выписок из приказов о предоставлении отпусков, подтверждают осуществление трудовой деятельности Михайловой С.И. в непосредственном контакте с пациентами и выполнение такой работы с полной занятостью в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку суд первой инстанции, посчитав возможным самостоятельно, без привлечения специалистов и назначения соответствующей судебной экспертизы, установить наличие вредных факторов производственной среды и трудового процесса по данной должности в этом медицинском учреждении.
Частью 12 ст. 209 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения работодателем аттестации рабочего места Михайловой С.И.01.08.2013 г.) аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Сославшись на должностные инструкции Михайловой С.И. по должности санитарки, суд первой инстанции сделал вывод о том, что основное рабочее время работы в указанной должности связано с обслуживанием больных, однако у суда отсутствуют для этого специальные полномочия.
Судебной коллегией апелляционной инстанции для установления юридический значимых обстоятельств по делу, которые не были установлены судом первой инстанции были истребования из ГУЗ СО "Екатериновская РБ" сведения о проведении аттестации рабочего места санитарки (санитарки палатной) инфекционного отделения.
На запрос судебной коллегии представлена сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимы в этой связи устанавливать работникам от 01.08.2013 г, указав, что иная аттестация рабочих мест не проводилась.
На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ, пп. 2 п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" копия сводной таблицы, судебной коллегией принята в качестве нового доказательства, исследована и проверена в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.
Как следует из указанной сводной таблицы классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочего места по должности санитарки инфекционного отделения, в которых по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса класс условий труда по указанной должности определен как 3.1 и не предусмотрено льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
Таким образом с учетом установленных по делу обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Михайловой С.И. исковых требований.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение, и неправильное применение норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) повлекло за собой ошибочный вывод суда об удовлетворении заявленным истцом Михайловой С.И. исковых требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петровского городского суда Саратовской области от 14.10.2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Михайловой С.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петровском районе Саратовской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.