Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В, судей Закарян И.В, Домниной А.В, при секретаре Кузнецовой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рябченко А. В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным решения об отказе во включении в региональный реестр пострадавших граждан, о возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан по апелляционной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Закарян И.В, объяснения представителя административного истца Бирюковой М.С, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рябченко А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в котором просил признать незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N 10-р от 17 января 2020 года в части отказа во включении в региональный реестр пострадавших граждан, возложить на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанность по включению его в региональный реестр пострадавших граждан.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2020 года административные исковые требования Рябченко А.В. удовлетворены.
Признано незаконным распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 17 января 2020 года
N 10 в части отказа Рябченко А.В. во включении в региональный реестр пострадавших граждан. На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность по включению Рябченко А.В. в региональный реестр пострадавших граждан. Кроме того, с министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области взыскано в пользу Рябченко А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе, с учетом уточнений, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить в полном объеме и принять новое решение по данному административному исковому заявлению. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом не правильно применены нормы процессуального и материального права.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 06 февраля 2015 года между ЗАО "Саратовгесстрой" и Рябченко А.В. был заключен договор долевого участия в строительстве многоэтажного жилого дома N 3 из блок-секций повторного применения в микрорайоне N 3 Г г. Балаково, по условиям которого Рябченко А.В. принял на себя обязательство передать ЗАО "Саратовгесстрой" денежные средства в размере 1 510 280 рублей, а ЗАО "Саратовгесстрой" после ввода жилого дома в эксплуатацию передать Рябченко А.В. одну однокомнатную квартиру N N, площадью N кв.м, расположенную в третьем подъезде на первом этаже (секция В) по адресу: "адрес" (л.д. 12-18).
Рябченко А.В. частично выполнил свои обязательства по оплате денежных средств по договору, внеся сумму в размере 981 280 рублей, что подтверждается квитанциями (л.д. 19-20).
ЗАО "Саратовгесстрой" свои обязательства по строительству дома и передачи квартиры не исполнило. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 июля 2015 года по делу NА57-17969/2014 ЗАО "Саратовгесстрой" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство (л.д. 21-35).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года требования участника строительства Рябченко А.В. о передаче жилого помещения: однокомнатной квартиры N N, общей площадью N кв. м (по проектной документации), расположенной в третьем подъезде на первом этаже (секция В) многоэтажного жилого "адрес" по адресу: "адрес" признаны обоснованными, включены в реестр требований кредиторов застройщика и не погашены, что подтверждается выпиской из реестра требований кредиторов (л.д. 37-52, 53).
Рябченко А.В. обратился в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о включении в региональный реестр пострадавших граждан.
Решением от 17 января 2020 года N 10-Р министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Рябченко А.В. отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан, что подтверждается письменным уведомлением N 180 (л.д. 54). В качестве основания для отказа указано на то, что объект жилой дом 3 (б/с А, Б, В, Г, Д, Е) в 3 Г микрорайоне в г. Балаково Саратовской области включен в План-график ("дорожную карту"), а также в единый реестр проблемных объектов.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что на момент принятия министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области решения об отказе Рябченко А.В. во включении в реестр пострадавших граждан, объект долевого участия в строительстве: блок - секция "В" многоквартирного дома N 3 в микрорайоне N 3Г г. Балаково, был включен в единый реестр проблемных объектов, в связи с чем не имелось оснований для отказа Рябченко А.В. во включении в реестр пострадавших граждан. Иных оснований для отказа административным ответчиком в оспариваемом распоряжении не приводилось.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
В силу пункта 7 постановления Правительства Саратовской области от
31 июля 2019 года N 539-П "О порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области" решение о включении, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения письменного заявления гражданина по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
При этом к данному заявлению согласно положениям пункта 8 вышеприведенного постановления заявителем прикладываются следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) договор, подтверждающий возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину; 3) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином полностью обязательств по договору; 4) вступивший в законную силу судебный акт о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику многоквартирного дома в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (при наличии); 5) выписка из реестра требований кредиторов, содержащая информацию о том, что требование заявителя в размере денежных средств, оплаченных застройщику, включенное в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, не удовлетворено по причине недостаточности имущества должника (при наличии); 6) документ, подтверждающий погашение требований заявителя, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, в соответствующей части путем передачи недостроенного многоквартирного дома жилищно-строительному кооперативу (при наличии); 7) документ, подтверждающий право собственности заявителя на долю в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, зарегистрированного органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (при наличии); 8) судебное решение, устанавливающее факт нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или
более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения (при наличии).
Решение о включении заявителя, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан, принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 11).
Пунктом 14 постановления Правительства Саратовской области от 31 июля 2019 года N 539-П "О порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области" предусмотрено, что заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан, в том числе в случае, если статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области".
Пунктом 1.2 Закона Саратовской области от 02 августа 2012 года N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области", в целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин: чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности; надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору; чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября
2017 года N 1231 создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства) путем преобразования некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", созданной в организационно-правовой форме фонда, учредителем которой является Российская Федерация.
В силу части 5 статьи 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года
N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган размещает в системе сведения из утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информацию по реализации мероприятий указанного плана-графика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября
2018 года N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судебной коллегией установлено, что 05 декабря 2019 года административным ответчиком был направлен запрос руководителю направления "Государственные сервисы - ЕИСЖС АО "ДОМ.РФ" о том, что часть объектов, в том числе секция "В" была введена в 2018 году в эксплуатацию, однако исключить из ЕРПО сведения не получилось; 16 декабря 2019 года запрос зарегистрирован технической поддержкой; согласно ответу на запрос от службы поддержки ЕРПО от 27 февраля 2020 года следует, что административный ответчик направил разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ЗАО "Саратовгесстрой", в том числе относительно секции "В", для исключения из ЕРПО; все документы были направлены, после чего объект переименовался, а блок-секция, в том числе "В", исключены из ЕРПО.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого решения 17 января 2020 года блок-секция "В" многоэтажного жилого дома 3 по адресу: Саратовская область, Балаковский муниципальный район, город Балаково, 3 Г микрорайон значилась в ЕРПО.
Таким образом, судебная коллегия исходит из того, что у министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на момент принятия оспариваемого решения, не имелось правовых оснований для включения
Рябченко А.В. в реестр пострадавших граждан, в связи с чем оснований для при знания незаконным принятого административным ответчиком решения, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, исходя из установленных по делу обстоятельств, а также того, что данным решением права и законные интересы административного истца не нарушены (часть 2 статьи 227 КАС РФ), поскольку на момент обращения Рябченко А.В. с соответствующим заявлением денежные обязательства по договора участия в долевом строительстве им в полном объеме исполнены не были, что не оспаривалось административным истцом, а кроме того, установлено определением Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2015 года по делу N А57-17969/2014 при решении вопроса о включении Рябченко А.В. в реестр требований кредиторов ЗАО "Саратовгесстрой" (том 1, л.д. 37-52).
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшееся решения районного суда об удовлетворении административного искового заявления и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 24 сентября 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Рябченко А. В. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным решения об отказе во включении в региональный реестр пострадавших граждан, о возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Балаковский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.