Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.
судей
Ревякина А.В, Глушко А.Р, при секретаре
Семенец Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Каргаполовой Татьяны Георгиевны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 августа 2020 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Каргополовой Татьяны Георгиевны, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р, объяснения представителя Каргаполовой Т.Г. - Кириенковой О.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Вахрушевой А.В, полагавшей, что оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Каргаполова Т.Г. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации прав общей долевой собственности на общее имущество в нежилом помещении с кадастровым номером "... " по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 138/1, изложенное в уведомлении от 04.02.2020 г. N КУВД-001/2020-661289/1 в части указания в качестве оснований приостановления государственной регистрации на: наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи о государственной регистрации права собственности Плесовских Т.Г. в отношении помещения с кадастровым номером "... " на основании договора купли - продажи от 20.04.2009 г.; отсутствие государственного кадастрового учета нежилых помещений общей площадью 191.5 кв.м, номер на поэтажном плане N 56, площадью 32.5 кв.м, номер на поэтажном плане N 57, площадью 95.2 кв.м, номер на поэтажном плане N 53, площадью 10.5 кв.м, номер на поэтажном плане N 75, площадью 44.9 кв.м, номер на поэтажном плане N VII, площадью 8.4 кв.м, входящих в состав нежилого помещения с кадастровым номером "... " по адресу: "... " Требования мотивированы тем, что административный истец не согласен с решением административного ответчика о приостановлении государственной регистрации права, поскольку спорное имущество носит вспомогательный характер, является местами общего пользования, а действующее законодательство не предусматривает постановки на учет общего имущества как отдельного самостоятельного объекта.
Каргаполова Т.Г, заинтересованное лицо Плесовских Т.Г. извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Представитель административного истца Кириенкова О.Н. в судебном заседании суда первой инстанции требования административного истца, с учетом уточнений, поддержала.
Представитель административного ответчика Вахрушева А.В, судебном заседании суда первой инстанции против удовлетворения заявленных требований возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Каргполова Т.Г, которая в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г..Тюмени от 27 августа 2020 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что обжалуемое решение является немотивированным, поскольку позиция суда первой инстанции об обоснованности приостановления государственной регистрации в связи с наличием в Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту также - ЕГРН) записи о государственной регистрации права собственности Плесовских Т.Г. в оспариваемом решении отсутствует. Обращает внимание, что решением Центрального районного суда г..Тюмени от 26 июля 2018 года по гражданскому делу N 2-109/2018, которым за Каргаполовой Т.Г. признано право собственности на долю в праве общей долевой собственности в размере 992/10700 в отношении нежилых помещений общей площадью 191, 5 кв.м. (N56, площадью 32, 5 кв.м, N 57, площадью 95, 2 кв.м, N 53, площадью 10, 5 кв.м, N 75, площадью 44, 9 кв.м, N VII, площадью 8, 4 кв.м.) входящими в состав нежилого помещения с кадастровым номером "... ". В мотивировочной части названного решения содержится вывод о том, что наличие в ЕГРН зарегистрированного права индивидуальной собственности Плесовских Т.Г. на места общего пользования нарушает права Каргополовой Т.Г, как собственника жилых помещений. Принятое Центральным районным судом г..Тюмени решение от 26 июля 2018 года само по себе является основанием для прекращения права индивидуальной собственности в отношении имущества, которое отнесено решением суда к местам общего пользования.
Признание за Каргополовой Т.Г. права общей долевой собственности на помещения, входящие и учтенные в составе нежилого помещения с кадастровым номером "... ", не влечет образования нового самостоятельного объекта недвижимости, следовательно, основания, установленные частью 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для проведения государственного кадастрового учета одновременно с государственной регистрацией права отсутствуют. Полагает, что имеются все необходимые сведения для государственной регистрации прав без одновременного проведения государственного кадастрового учета в соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В подтверждение доводов приводит правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 14.04.2020 г..N 306-ЭС20-4646 по делу N А55-8055/2019, а также определения и постановления Арбитражных судов.
На апелляционную жалобу поступили возражения Управления Росреестра по Тюменской области в лице представителя Киселевой Н.Н, в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы административного истца удовлетворению не подлежащими.
На апелляционную жалобу также поступили возражения заинтересованного лица Плесовских Т.Г, в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного истца удовлетворению не подлежащей.
Административный истец Каргаполова Т.Г, заинтересованное лицо Плесовских Т.Г. в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9).
В соответствии с требованиями ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению заявленных административным истцом требований является как не соответствие оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, так и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (пункт 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту также - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 2 Федерального закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1). В случаях, установленных названным Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования) (пункт 2).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ)
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно пункту 5 части 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, являются вступившие в законную силу судебные акты.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ определены обстоятельства, в связи с которыми государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, а частью 4 указанной статьи - обстоятельства, в связи с которыми государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется. Кроме того, частью 5 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в определенных данной нормой случаях государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Каргаполова Т.Г. является собственником нежилых помещений: общей площадью 54, 5 кв.м, расположенного на 2-м этаже, номера на поэтажном плане 55, 66, кадастровый номер "... "; общей площадью 44, 7 кв.м, расположенного на 2-м этаже, номер на поэтажном плане 55а, кадастровый номер "... " многоквартирного дома по адресу: "... ".
В собственности Плесовских Т.Г. находятся нежилые помещения общей площадью 514 кв.м, расположенные на 1 этаже того же здания, номера на поэтажном плане 53-60, 52а, 53а, 55а, 59а, 60а, VII, 75.
Согласно техническому паспорту помещения, изготовленного по состоянию на 03.04.2009 г, после ввода объекта в эксплуатацию вход в нежилую секцию многоквартирного дома, в которой расположены помещения, принадлежащие Каргаполовой Т.Г. и помещения, принадлежащие иным лицам, а также последующий проход на второй и третий этажи здания осуществляется через помещения с номерами 57 (торговый зал), 56 (холл), к центральной лестнице VII (лестничная клетка). При этом право собственности на указанные помещения, зарегистрировано за Плесовских Т.Г.
Решением Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2018 года, за Каргополовой Т.Г. признано, в частности, право собственности на долю в праве общей долевой собственности в размере 992/10700 на нежилые помещения общей площадью 191, 5 кв.м, входящие в состав нежилого помещения общей площадью 514 кв.м, расположенного на 1-м этаже многоквартирного дома, адрес: Тюменская обл, "... ", кадастровый номер помещения "... ", в том числе: нежилое помещение на поэтажном плане N 56, площадью 32, 5 кв.м, нежилое помещение на поэтажном плане N 57, площадью 95, 2 кв.м, нежилое помещение на поэтажном плане N 53, площадью 10, 5 кв.м, нежилое помещение на поэтажном плане N 75, площадью 44, 9 кв.м, нежилое помещение на поэтажном плане N УП, площадью 8, 4 кв.м.
Двадцать второго января 2020 года Каргаполова Т.Г. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на помещение с кадастровым номером "... ", расположенное по адресу: Тюменская область, "... " нежилое помещение на поэтажном плане N 56, нежилое помещение на поэтажном плане N 57, нежилое помещение на поэтажном плане N 53, нежилое помещение на поэтажном плане N 75, нежилое помещение на поэтажном плане N УП, расположенные на 1 этаже.
В соответствии с частью 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (подпункт 3); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (подпункт 9). В орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации подпункт 37 названной статьи).
Уведомлением от 04.02.2020 г. государственная регистрация права по заявлению Каргаполовой Т.Г. была приостановлена на основании пунктов 3, 9, 37 части 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ. Как следует из указанного уведомления, регистрация приостановлена в связи с тем, что в ЕГРН имеется актуальная запись о праве собственности Плесовских Т.Г. на нежилое помещение с кадастровым номером "... ", внесённая на основании договора купли - продажи от 20.04.2009 г.; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них) запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; в отношении вышеуказанного объекта в ЕГРН содержится актуальная запись о запрещении регистрации N 72:23:0218006:16977-72/041/2018-1 от 29.01.2018 г, внесённая на основании определения Центрального районного суда г. Тюмени от 20.11.2017 г. по гражданскому делу N 2-109/2018.
Кроме того, в уведомлении от 04.02.2020 г. указано, что согласно части 4 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимости. Однако данное обстоятельство к основаниям приостановления государственной регистрации прав данным уведомлением не отнесено, что так же подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи); 4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, исходил из того, что сведений о том, что указываемые административной истицей нежилые помещения поставлены на кадастровый учёт судом не добыто, в то время, как кадастровый номер является единственным универсальным способом идентификации объекта недвижимости, вследствие чего доводы административного ответчика о невозможности в данном случае государственной регистрации без одновременного кадастрового учёта являются обоснованными.
Судебная коллегия полагает, что поскольку отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объектах недвижимого имущества, о регистрации права на которые Каргаполова Т.Г. обратилась к административному ответчику, основанием к приостановлению государственной регистрации не являлось, само по себе данное обстоятельство основанием к отказу в удовлетворении заявленных административных исковых требований не является.
В то же время ст. 58 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1). При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости (часть 2). В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (часть 3).
Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утверждёнными приказом Росрегистрации от 07.06.2007 г. N 112, предусмотрено, что при наличии в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество государственную регистрацию права иного лица, в пользу которого принято решение суда, рекомендуется производить только при наличии заявления о прекращении зарегистрированного права или в случае, если это прямо следует из мотивировочной или резолютивной части судебного акта (пункт 10).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абзац первый пункта 5 статьи 8.1 ГК РФ, статья 13 ГПК РФ, статья 16 АПК РФ) (абзац 1). При рассмотрении спора о праве на имущество, зарегистрированном в государственном реестре, к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено лицо, за которым зарегистрировано право на это имущество (абзац 2). В резолютивной части решения суда, являющегося основанием для внесения записи в государственный реестр, указывается на отсутствие или прекращение права ответчика, сведения о котором были внесены в государственный реестр (абзац 3).
В то же время из вышеуказанного решения Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2018 года следует, что судом признано за административной истицей право общей долевой собственности на спорные нежилые помещения, при этом, вопрос о правах на данные нежилые помещения Плесовских Т.Г, за которой в ЕГРН зарегистрировано на них право собственности, не разрешён, в мотивировочной части данного решения суждений о праве Плесовских Т.Г. на спорные нежилые помещения так же не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку в ЕГРН имеются актуальные сведения о праве Плесовских Т.Г. на спорные нежилые помещения, в то время, как решением Центрального районного суда города Тюмени от 26 июля 2018 года, которым признано право совместной долевой собственности Каргаполовой Т.Г. на данные нежилые помещения, вопрос прав на них Плесовских Т.Г. не разрешён, при этом Плесовских Т.Г. с заявлением о прекращении за ней права собственности на спорные нежилые помещения к административному ответчику не обращалась, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и к удовлетворению апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 27 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каргаполовой Татьяны Георгиевны оставить без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.