2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Соседова Д.Е., судей - Винника С.Ю. и Конфеты В.Л., при секретаре судебного заседания Макеевой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-87/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 Токаря А.В. об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с исключением из списков личного состава части, по апелляционной жалобе административного истца на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 23 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соседова Д.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, а также выслушав заключение прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа советника юстиции Гениатулиной З.Д, полагавшей необходимым жалобу удовлетворить, окружной военный суд
установил:
как следует из административного дела, Токарь, ввиду увольнения с военной службы по истечении срока контракта о её прохождении, согласно приказу командира войсковой части 00000 от 21 июля 2020 года "N" с 23 июля этого же года исключён из списков личного состава части. При этом за период с 19 июня по 23 июля 2020 года ему не были выплачены ежемесячные надбавки за классную квалификацию, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и особые условия военной службы, а также премия за образцовое и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Считая свои права нарушенными, Токарь обратился в Красноярский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать командира части отменить приказ об исключении и обеспечить его указанными надбавками и премией.
Суд решением от 23 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворил частично, признав незаконным приказ командира войсковой части 00000 от 21 июля 2020 года "N" в части даты исключения Токаря из списков личного состава части и обязав перенести эту дату с 23 на 24 июля 2020 года. В удовлетворении требований об обеспечении ежемесячными надбавками за классную квалификацию, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и особые условия военной службы, а также премией за образцовое и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 19 июня по 23 июля 2020 года отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда в части, касающейся отказа в удовлетворении требований об обеспечении вышеприведёнными надбавками и премией, просит отменить его и принять новое решение об их удовлетворении. При этом, как полагает автор жалобы, суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно истолковал закон, поскольку от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности он не освобождался, в распоряжение командира не зачислялся и непосредственно перед исключением из списков части находился в отпуске.
Рассмотрев административное дело и проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, окружной военный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, начальник инженерной службы войсковой части 00000 Токарь согласно приказам командующего Ракетными войсками стратегического назначения от 20 мая 2020 года "N" уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о её прохождении и командира указанной воинской части от 21 июля 2020 года "N" исключён из списков личного состава части с 23 июля этого же года
До исключения из списков личного состава воинской части административный истец от воинской должности освобождён не был и в распоряжение командования не выводился.
Отказывая в удовлетворении требований о выплате оспариваемых надбавок и премии, суд первой инстанции сослался на приказ командира войсковой части 00000 от 19 июня 2020 года "N", в силу которого Токарь с 18 июня 2020 года сдал дела и должность, в связи с чем с этого дня ему прекращены дополнительные выплаты.
Вместе с тем такой вывод не соответствует обстоятельствам административного дела и нормам материального права.
Так, согласно пп. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
При этом назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Кроме того, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 утверждён Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, в силу п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Исходя из этого, прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Следовательно, военнослужащему, не освобожденному от занимаемой должности в установленном порядке, в том числе подлежащему исключению из списков личного состава воинской части ввиду увольнения с военной службы с занимаемой воинской должности, денежное довольствие подлежит выплате в полном объёме, то есть с учётом дополнительных выплат, по день его исключения его из списков личного состава воинской части.
Требования же п. 34 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого Министром обороны Российской Федерации приказом от 6 декабря 2019 года N 727, о том, что военнослужащим по контракту ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), подлежат применению во взаимосвязи с вышеприведёнными выше нормами Федерального закона и Положения.
Поэтому сдача дел и должности таким военнослужащим не свидетельствует об освобождении его от занимаемой должности и не влечёт уменьшения размера денежного довольствия при отсутствии иных законных оснований к этому, которых по настоящему делу не установлено.
Что касается премии, то перечень обстоятельств, при которых она не выплачивается, определён п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 993.
В соответствии с приведённой правовой нормой премия не выплачивается военнослужащим: проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей; направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей; в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям; увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Как установлено по делу, ни одно из этих оснований к административному истцу не относится.
Поскольку Токарь от занимаемой воинской должности не освобождался и в распоряжение не зачислялся, то указание в приказе командования о сдаче им с 18 июня 2020 года дел и должности в связи с увольнением с военной службы с занимаемой воинской должности и предстоящим исключением из списков личного состава воинской части само по себе основанием для отказа в обеспечении его дополнительными выплатами и премией являться не может.
Данная правовая позиция содержится в Обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 года (примеры 24 и 25), что в силу п. 3 ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является правильным истолкованием закона.
Таким образом, оспариваемыми надбавками и премией административного истца надлежит обеспечить и за период с 19 июня по 24 июля 2020 года, что, однако, не может служить достаточным основанием для восстановления его в списках личного состава воинской части. Поэтому требование Токаря об отмене приказа командования об исключении его из списков личного состава воинской части удовлетворению не подлежит.
Относительно судебного решения в остальной, не обжалованной части, то его следует оставить в силе, как не вызывающее сомнений в законности и обоснованности.
Согласно пункту 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции в части и принять по административному делу новое решение.
При этом основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неправильное применением норм материального права (пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
С учётом изложенного, принятое по делу судом первой инстанции решение в части отказа в удовлетворении требований Токаря о признании незаконными действий командира войсковой части 00000, связанных с необеспечением дополнительными выплатами и премией за период с 19 июня по 24 июля 2020 года, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения - об удовлетворении данных требований.
По административному делу Токарем понесены расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 руб. (л.д. 144), которая ввиду удовлетворения жалобы на основании чч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ подлежит присуждению с ответчика в пользу административного истца.
Между тем войсковая часть 00000, с которой, как административного ответчика, подлежат взысканию судебные расходы, не имеет открытых лицевых счетов в органах федерального казначейства, а зачислена на финансовое обеспечение в федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", отвечающего в связи с этим по всем денежным обязательствам данной воинской части.
Поэтому взыскание суммы судебных расходов следует обратить на денежные средства, находящиеся на лицевом счёте ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", выделенные из федерального бюджета для финансово-экономической деятельности войсковой части 00000.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 23 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Токаря А.В. в части, касающейся отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий командира войсковой части 00000, связанных с необеспечением за период с 19 июня по 24 июля 2020 года ежемесячными надбавками за классную квалификацию, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и особые условия военной службы, а также премией за образцовое и эффективное исполнение должностных обязанностей, отменить и принять в этой части новое решение:
- данные требования удовлетворить;
- признать действия командира войсковой части 00000, связанные с необеспечением административного истца за период с 19 июня по 24 июля 2020 года ежемесячными надбавками за классную квалификацию, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и особые условия военной службы, а также премией за образцовое и эффективное исполнение должностных обязанностей, незаконными и обязать его обеспечить Токаря А.В. указанными надбавками и премией;
- в целях обеспечения административного истца положенным денежным довольствием обязать федеральное казённое учреждение "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), в лице его руководителя, выплатить Токарю А.В. за период с 19 июня по 24 июля 2020 года ежемесячные надбавки за классную квалификацию, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и особые условия военной службы, а также премию за образцовое и эффективное исполнение должностных обязанностей;
- об исполнении апелляционного определения командиру войсковой части 00000 и руководителю ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу сообщить административному истцу Токарю А.В. и в Красноярский гарнизонный военный суд;
- взыскать с войсковой части 00000 за счёт денежных средств, находящихся на лицевом счёте ФКУ "УФО МО РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия", выделенных из федерального бюджета для финансирования расходов данной воинской части, в пользу Токаря А.В. в счёт возмещения судебных расходов 150 (сто пятьдесят) руб.
В остальном решение суда оставить без изменения.
Решение и апелляционное определение вступают в законную силу со дня вынесения апелляционного определения и с этого дня в течение шести месяцев могут быть обжалованы через Красноярский гарнизонный военный суд в Кассационный военный суд, а затем - непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение будет составлено 10 февраля 2021 года.
Председательствующий Д.Е. Соседов
Судьи: С.Ю. Винник
В.Л. Конфета
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.