Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Гавриленко Е.В.
судей Баранцевой Н.В, Кузнецова М.В, при секретаре Олиярник Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митрохина Антона Александровича к Казенному учреждению ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного, по апелляционной жалобе Казенного учреждения ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" на решение Нижневартовского городского суда от 01 октября 2020 года, которым постановлено:
"Удовлетворить требования Митрохина Антона Александровича, заявленные к Казенному учреждению ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного.
Признать местом постоянного проживания Митрохина Антона Александровича, 01.07.1996 года рождения, пгт. Излучинск Нижневартовского района ХМАО-Югры.
Обязать Казенное учреждение ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" восстановить Митрохина Антона Александровича на регистрационном учете в качестве безработного с 15.04.2020, выплатив соответствующее пособие.".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В, судебная коллегия
установила:
Митрохин А.А. обратился в суд к ответчику Казенному учреждению ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" с иском о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного, указав в обоснование требований, что на период учебы в университете в г. Новосибирске, был там зарегистрирован по месту жительства. После окончания учебы он вернулся домой к родителям в пгт. Излучинск Нижневартовского района, где проживал ранее. В Нижневартовском районе имеет в собственности жилое помещение, имеет временную регистрацию. С августа 2019 по февраль 2020 работал на предприятиях г. Нижневартовска, что подтверждается его трудовой книжкой. После увольнения не смог устроится из-за пандемии. 15.04.2020 обратился к ответчику с заявлением в электронной форме о постановке на учет в качестве безработного, приложив все необходимые документы. С 15.04.2020 ему присвоили статус безработного и назначили социальное пособие. 15.05.2020 при перерегистрации его сняли с учета, аргументируя отказ отсутствием постоянной регистрации в г. Нижневартовске, предложили вернуть выплаченное пособие. С данным отказом он не согласен, поскольку регистрация гражданина носит уведомительный характер. Постоянным местом жительства истца является Нижневартовский район, пгт. Излучинск, в котором у него имеется в собственности жилое помещение, где он работал и был зарегистрирован по месту пребывания. Просил признать постоянным местом его жительства место его временной регистрации: (адрес), признать незаконным отказ в регистрации в качестве безработного с момента обращения, обязав ответчика выплатить пособие по безработице с даты обращения.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель КУ ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Казенное учреждение ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новое решение - об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г..N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила). Временные правила действует по 31 декабря 2020 г..В целях поиска подходящей работы необходимо представить в службу занятости населения (независимо от места жительства или места пребывания в РФ) заявление в электронной форме. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", п. п. 8, 11 Временных правил, решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина. Таким образом, в качестве одного из условий признания гражданина безработным предусматривается регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости по месту жительства. При подаче 15.04.2020 заявления для постановки на учет в целях поиска подходящей работы Митрохин А.А. указал сведения о себе, в том числе место жительства: (адрес).
На основании предоставленных Миторхиным А.А. сведений было принято решение признать его безработным с назначением пособия по безработице. В соответствии с п. 12 Временных правил пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. В период пандемии коронавирусной инфекции иных дополнительных условий при определении права на назначение пособия по безработице не установлено. 15.05.2020 при прохождении перерегистрации в дистанционном режиме Митрохиным А.А. были предоставлены в электронном виде копия паспорта, копия трудовой книжки, в паспорте имеется штамп о регистрации по месту жительства Новосибирская область, (адрес) Таким образом, при прохождении перерегистрации в дистанционном режиме был выявлен факт отсутствия постоянной регистрации по месту жительства Митрохина А.А. в г..Нижневартовске и Нижневартовском районе. Следовательно, в заявлении Митрохин А.А. указал недостоверную информацию о месте жительства, которая повлияла на факт признания его безработным. Не имея подтверждения о регистрации гражданина по месту жительства в местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения (центр занятости населения), данное учреждение не вправе рассматривать вопрос о признании его безработным. Таким образом, пособие по безработице Митрохин А.А. получил незаконным способом. В случае установления фактов попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем в соответствии с п. 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Обнаружение фактов незаконного получения пособия по безработице и злоупотребления официальным статусом безработного может происходить на любом из этапов постановки на учёт, а также в течение всего периода безработицы.
Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определилв статье 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" порядок и условия признания граждан безработными, где одним из условий признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации от 6 февраля 2003 г..N105-0, от 29 сентября 2011 г..N1167-0-0, что введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска гражданином подходящей работы в пределах именно той местности, где он проживает. Вывод суда о том, что истец преимущественно проживает на территории Нижневартовского района, и незаконно был снят с регистрационного учета в качестве безработного не основан на доказательствах, фактом его работы в Нижневартовском районе не может быть подтвержден. Митрохин А.А. являясь собственником доли в квартире Нижневартовский район, пгт. Излучинск, (адрес), имел возможность и право на обращение в территориальный орган МВД России для регистрации по месту жительства, а также для беспрепятственной реализации Митрохиным А.А. права на получение пособия по безработице. Однако судом не учтено и оставлено без внимания данное обстоятельство. У истца имеется возможность при наличии названного решения и отметки в паспорте о постоянной регистрации получить пособие в двух регионах.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, в подтверждение отсутствия недобросовестности прилагает справку N 174 от 19 ноября 2020 г. отдела центра занятости населения Октябрьского района г. Новосибирска.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети "Интернет". Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.04.2020 Митрохин А.А. обратился в КУ ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" в дистанционной форме, подав в электронной форме заявление о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, приложив к нему пакет документов, предусмотренный "Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.
С 15.04.2020 истец был поставлен на учет в качестве безработного, было принято решение о выплате ему пособия.
29.05.2020 ответчиком в адрес истца было направлено требование о возврате незаконно выплаченного ему пособия за период с 15.04.2020 по 24.04.2020 в размере 6 065 рублей (л.д.23).
В ответе от 19.06.2020 Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры сообщил Митрохину А.А. о том, что он был снят с учета по причине отсутствия постоянной регистрации в пгт. Излучинск Нижневартовского района (л.д. 25-26).
Истец является собственником ? доли в квартире, расположенной по адресу: Нижневартовский район, (адрес) что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным (дата) (л.д. 7).
С 12.05.2015 истец зарегистрирован в г. Новосибирске, (адрес) чем имеется отметка в паспорте.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания истец зарегистрирован по адресу: Нижневартовский район, (адрес) на срок с 24.07.2019 по 24.07.2021 (л.д. 22).
Из трудовой книжки истца следует, что с 15.08.2019 по 09.09.2019 он работал в ООО " "данные изъяты"", с 10.09.2019 по 25.02.2020 истец работал в ООО "данные изъяты"". Данные предприятия расположены в г. Нижневартовске (л.д. 18-19).
Оспаривая законность решения ответчика о возврате незаконно выплаченного ему пособия за период с 15.04.2020 по 24.04.2020, истец обратился в суд с настоящими требованиями, и просил признать местом его постоянного проживания пгт. Излучинск Нижневартовского района ХМАО-Югры и обязать ответчика восстановить на регистрационном учете в качестве безработного с 15.04.2020, выплатив соответствующее пособие.
Доводы жалобы на решение суда об удовлетворении иска сводятся к отсутствию у истца регистрации по месту жительства в пгт. Излучинск Нижневартовского района ХМАО-Югры что, по мнению автора жалобы, препятствует признанию его безработным.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно положениям ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (далее - Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ (п. 1). Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2).
Согласно ст. 31 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении такого пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891, а также Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.
Согласно п. п. 8, 9 Временных правил регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N460 решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала.
Вопреки мнению ответчика, действующее законодательство не предусматривает, что отсутствие регистрации по месту жительства может служить основанием для отказа в регистрации в целях поиска подходящей работы или безработного, и не предъявляет требования о предоставлении гражданами документов, подтверждающих наличие у них такой регистрации.
Действительно, в силу требований ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1 граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, в данном законе прямо указано, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Очевидно, что используемое в вышеуказанных нормативных правовых актах понятие места жительства не тождественно понятию регистрации по месту жительства.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 вышеуказанного Закона РФ N 5242-1 местом жительства признается, в т.ч, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Из материалов дела следует и доказательствами не было опровергнуто, что истец является гражданином Российской Федерации, преимущественно проживает на территории Нижневартовского района, имея регистрацию в другом регионе.
Названный вывод о преимущественном проживании истца сделан судом первой инстанции исходя из анализа представленных документов о наличии у истца в собственности квартиры на территории Нижневартовского района и наличия регистрации по месту пребывания по адресу: (адрес) на срок с 24.07.2019 по 24.07.2021.
Истец в установленном порядке зарегистрирован на длительный срок (на три года), обратился к ответчику в целях оказания содействия в поиске подходящей работы. При обращении к ответчику истец предоставил все документы, необходимые для постановки на учет в качестве безработного.
Следовательно, истец незаконно был снят с регистрационного учета в качестве безработного и наличие предусмотренных законом оснований для удержания назначенного пособия по безработице материалами дела не подтверждается.
Сведений о том, что иной территориальный орган службы занятости присвоил истцу статус безработного с назначением пособия по безработице, не представлено.
Более того, в опровержение довода апеллянта о возможности при отметке в паспорте о постоянной регистрации получить пособие в двух регионах, истцом представлена справка N 174 от 19 ноября 2020 г. из отдела центра занятости населения Октябрьского района г. Новосибирска, согласно которой за период с 15 апреля по 19 ноября 2020 истец пособие по безработице не получал (л.д. 76).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от 21 декабря 1998 г. N 189-О, от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 6 февраля 2003 г. N 105-О и др.).
Пункт 2 статьи 3 Закона о занятости не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 г. N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Поэтому, ссылка в жалобе на Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2003 года N 105-О и от 29 сентября 2011 г. N1167-0-0 является несостоятельной, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной в данных Определениях, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Следовательно, эта позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку данная регистрация не всегда может совпадать с фактическим местом жительства лица.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Доводы, содержащиеся в жалобе, были предметом обсуждения в суде и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, оставлены без удовлетворения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 01 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казенного учреждения ХМАО-Югры "Нижневартовский центр занятости населения" - без удовлетворения.
Председательствующий: Гавриленко Е.В.
Судьи: Баранцева Н.В.
Кузнецов М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.