Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Черниковой Е.Н.
судей Букреевой Е.В, Клевцовой Г.П.
с участием помощника Соколовой М.Н.
при секретаре Якушевой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2021 года дело по иску Мироненко Валентины Федоровны к Администрации МО г. Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья, поступившее по апелляционной жалобе Мироненко В.Ф. на решение Льговского районного суда Курской области от 13 октября 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Мироненко Валентины Федоровны к Администрации МО г. Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья, - отказать.
Заслушав доклад судьи Черниковой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мироненко В.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МО г..Льгова Курской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации жилья, ссылаясь на то, что она является нанимателем жилого помещения - квартиры N, кадастровый N, общей площадью 46, 6 кв.м, расположенной в доме "адрес" Первоначальным нанимателем данной квартиры являлся её муж Мироненко В.И, умерший 01.03.2018 г, которому на основании постановления главы администрации Льговского района и города Льгова Курской области от 10.10.1994г. N497 на право занятия жилого помещения размером 27, 3 кв.м жилой площадью был выдан ордер N от 10.10.1994 г..на семью из двух человек, в составе Мироненко В.И. - наниматель, Мироненко В.Ф. - жена. После смерти мужа она обратилась в администрацию города Льгова с заявлением о заключении с ней договора социального найма спорного жилого помещения и его приватизации. В чем ей было отказано со ссылкой на то, что занимаемое ею жилое помещение является служебным и не подлежит приватизации. Считает, что данное жилое помещение принадлежит ей на условиях договора социального найма, которое она вправе приватизировать. Ордер на жилое помещение - квартиру был выдан по форме соответствующей приложению N4, являющийся в соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР основанием для заключения договора найма жилого помещения, а не договора найма служебного жилого помещения. Письменный договор найма жилого помещения или служебного жилого помещения ни с Мироненко В.И, ни с ней как администрацией Льговского района и города Льгова Курской области, так и администрацией г..Льгова не заключался. Вместе с тем, Мироненко В.И. был выдан паспорт жилого помещения, являющийся приложением к договору найма жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда в РСФСР, в котором отражены характеристики спорной квартиры.
Спорное жилое помещение не относится к числу служебных, так как ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение порядка постановки на государственный жилищный учет в качестве служебного и его технической инвентаризации в качестве такового. В ЕГРН данные сведения также отсутствуют. Просит признать за ней право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации жилья.
Представитель ответчика - Администрации МО г. Льгова Курской области исковые требования Мироненко В.Ф. не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Мироненко В.Ф. просит отменить решение как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации МО г. Льгова Курской области Гладилиной О.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) устанавливает, что под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно положениям ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно положениям статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшим на момент представления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
С гражданином, на имя которого был выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему было предоставлено это помещение (ст. 106 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу положений ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02 июля 2009 года N 1 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" дал разъяснение, согласно которому использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация служебных жилых помещений запрещена.
При этом, понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования. (ст. 13 ЖК РФ)
Из материалов дела усматривается, что Мироненко В.И. с 28.02.1994 года по 18.12.1995 г. состоял в трудовых отношениях с администрацией Льговского района и города Льгова Курской области в должности заместителя главы администрации.
Постановлением главы администрации Льговского района и города Льгова Курской области от 10.10.1994 года N497 в целях сохранения в муниципальной собственности жилья и временного обеспечения им нуждающихся работников администрации Льговского района и города Льгова Курской области, с учетом рекомендаций жилищно-бытовой комиссии и руководствуясь ст. 101 ЖК РСФСР, было постановлено:
1. Признать двухкомнатную квартиру "адрес" служебной.
2. В связи с приглашением на работу в администрацию Льговского района и города Льгова Курской области Мироненко Виктора Ивановича и отсутствием у него жилья в соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР предоставить ему служебную квартиру "адрес".
На основании постановления главы администрации Льговского района и города Льгова Курской области от 10.10.1994 г. N 497 Мироненко В.И. была предоставлена служебная квартира "адрес", на которую был выдан ордер N от 10.10.1994 г. на семью в составе: Мироненко В.И. - наниматель, Мироненко В.Ф. - жена. На момент предоставления жилого помещения Мироненко В.И. и Мироненко В.Ф. состояли в законном браке.
01.03.2018 г. Мироненко В.Ф. умер.
Мироненко В.Ф. с 27.06.2007 г. по настоящее время зарегистрирована в спорной квартире, несет бремя её содержания в виде оплаты коммунальных услуг. Иных лиц в квартире не зарегистрировано.
21.03.2018 г. Мироненко В.Ф. обратилась к Главе города Льгова с заявлением с просьбой заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Администрацией города Льгова было принято решение об отказе в заключении с Мироненко В.Ф. договора социального найма жилого помещения (квартиры), так как оно имеет статус служебного жилого помещения.
Согласно информации Администрации г. Льгова квартира "адрес" является служебным жилым помещением и согласно Перечню относится к специализированному жилищному фонду МО "Город Льгов" по состоянию на 01.10.2020 г. Из ведомости имущества казны Администрации города Льгова Курской области следует, что под N 739 значится квартира "адрес".
Таким образом, с 10.10.1994 г. статус спорного жилого помещения не изменялся. По состоянию на сентябрь 2020 г. указанная квартира является служебным помещением. В данном жилом помещении Мироненко В.И. проживал совместно с Мироненко В.Ф. по день своей смерти 01.03.2018 г. Мироненко В.Ф. в списках граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на очереди в Администрации города Льгова не числится. Согласно справки Управления Росреестра за Мироненко В.Ф. зарегистрировано на праве собственности жилое помещение (пятикомнатная квартира), расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 68, 30 кв.м.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение является служебным жилым помещением, которое было предоставлено в связи с трудовыми отношениями Мироненко В.И. с администрацией Льговского района и города Льгова Курской области и оснований считать, что жилое помещение было предоставлено Мироненко В.И. по договору социального найма - не имеется.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции при разрешении исковых требований пришел к правильному выводу о том, что отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения, отнесенного к служебным жилым помещениям по действующему до 01.03.2005 г. законодательству, не может свидетельствовать о недействительности его нахождения в составе специализированного жилого фонда Муниципального образования "Город Льгов" Курской области, и, поскольку предоставленное Мироненко В.И. жилое помещение относится к служебным жилым помещениям, суд пришел к правильному выводу, что оснований для удовлетворения требований о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - не имеется.
Отказывая в иске Мироненко В.И, суд правильно исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено право граждан на приватизацию жилых помещений, отнесенных к служебным жилым помещениям, и что вопрос изменения статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда, не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения и направлены к иной оценке собранных по делу доказательств. В жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Льговского районного суда Курской области от 13 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мироненко В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.