Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Евлогиевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г., с участием прокурора Михайловой Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Передвижная механизированная колонна 137" о признании недействующими нормативного правового акта в части, у с т а н о в и л:
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года N 246-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Перечень), который опубликован в издании "Вести Чувашии" N1 11.01.2020 и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25.12.2019.
Пунктом 431 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по "адрес".
Открытое акционерное общество "Передвижная механизированная колонна 137" обратилось в суд с административным иском, с учетом точнения, о признании не действующими с момента принятия пункта 431 названного Перечня, ссылаясь на то, что обществу принадлежит на праве собственности указанный объект недвижимости, не обладающий предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Известно, что объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" включен в Перечень исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, что противоречит требованиям действующего законодательства. Фактическое использование здания административным ответчиком не устанавливалось. Между тем названное здание предназначено для размещения администрации и сотрудников организации в целях ведения деятельности ОАО "ПМК 137", в котором сотрудники ведут делопроизводство; в здании отсутствуют коммерческие площади, объект не предназначен для целей делового, административного или коммерческого назначения и не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания. Наименование здания "административно-бытовое здание, материально-технический склад" само по себе в отсутствие проверки фактического его использования в порядке, предусмотренном Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 N 343, не является достаточным основанием дл формального включения здания в указанный Перечень, в связи с чем указанный объект недвижимости неправомерно включен в Перечень, чем нарушены права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагается на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Указом Главы Чувашской Республики от 6 февраля 2020 года N 20 в связи с преобразованием Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции функции названного министерства в сфере имущественных и земельных отношений переданы Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 11 марта 2020 года внесены изменения о юридическом лице.
Административный ответчик Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики представило отзыв на административное исковое заявление, в котором иск не признало, указав, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и в установленном порядке, федеральному закону не противоречат. Представленными доказательствами подтверждается правомерность отнесения принадлежащего административному истцу нежилого здания к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с учетом требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.128-129).
В судебном заседании представитель административного истца ОАО "ПМК 137" Горгиладзе С.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и вновь привела их суду.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах предоставленных ему полномочий и в установленном порядке; федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат. Объект капитального строительства с кадастровым номером "данные изъяты" включен в Перечень исходя из сведений, полученных из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике о наименовании "административно-бытовое", расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования "для объектов общественно-делового значения", и предусматривает его использование в качестве офиса без предварительного обследования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Михайловой Я.С, полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года N 42 установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года N 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, на тот период времени являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Оспариваемый Перечень, как изложено выше, в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации опубликован в издании "Вести Чувашии" N1 от 11.01.2020, а также на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.pravo.gov.ru, 25.12.2019).
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.
В силу п. 1, п.3 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В
соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 9 этой же статьи НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 4 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 N 343, под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства и продажи товаров.
Под административно-деловым центром понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 1 ст. 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" установлено, что в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства следует, что при определении назначения нежилых зданий для отнесения их к категории административных должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов или документов технического учета (инвентаризации) на здание и расположенный под ним земельный участок, свидетельствующие о том, что одним видов разрешенного использования земельного участка является размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и само здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Из отзыва Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики на административный иск от 11.11.2020 (л.д.128-129), пояснений представителя Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, следует, что основанием для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечень объектов на 2020 год послужили представленные сведения по данному нежилому зданию, наименование которого указано как административно-бытовое здание, расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования "для объектов общественно-делового значения", что подразумевает его предназначение для использования под размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
То есть из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год исходя из его наименования и вида разрешенного использования земельного участка, что влечет признание его предназначенным для использования под размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения 128-129).
Как видно из материалов дела, ОАО "ПМК 137" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по "адрес", о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права от 10.06.2011 N 21-21-01/077/2011-345 (л.д.44-47).
Названный объект недвижимости согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование "Административно-бытовое здание, материально-технический склад".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе общественно-деловым.
Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2020 N 99/2020/319465752 здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6685 +/- 16 кв.м, расположенном по "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для объектов общественно-делового значения, зарегистрировано на праве собственности за ОАО "ПМК 137", дата регистрации права 27.12.2012, номер регистрации 21-21-01/314/2012-331.
В пределах данного земельного участка помимо указанного объекта капитального строительства с кадастровым номером "данные изъяты" расположены 4 объекта недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты"; "данные изъяты"; "данные изъяты"; и "данные изъяты" (л.д.49-52).
Вид разрешенного использования земельного участка - "для объектов общественно-делового значения", из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания или одновременно для размещения перечисленных объектов, исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указание в формулировке вида разрешенного использования "для объектов общественно-делового значения" предполагает, что на таких участках допускается размещение административных объектов, составляющих инфраструктуру любого предприятия и входящих в его состав единых производственных комплексов, включающих в себя в качестве неотъемлемых частей объекты различного назначения.
Содержательная сторона понятий административные здания и офисные здания не является идентичной, в связи с чем для решения вопроса об отнесении здания, размещенного на таком земельном участке, к объектам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, требуется выяснять предназначение и фактическое использование таких зданий.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежащий истцу объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" имеет наименование "Административно-бытовое здание, материально-технический склад".
Из технического паспорта на указанный объект недвижимости следует, что объект недвижимости представляет собой трехэтажное кирпичное здание (литера Б) с двухэтажным кирпичным пристроем (литера Б1), кирпичным тамбуром (литера б1), изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда" г.Чебоксары по состоянию на 16 ноября 2004 года, видно, что названный объект имеет наименование - административно-бытовое здание (литеры Б, б1), материально-технический склад (литера Б1), назначение нежилое, имеет общую площадь 1927, 4 кв.м.) (л.д.55-78).
Согласно экспликации к поэтажному плану здания в нем в помещениях литера Б первого этажа размещены тамбуры, коридоры, 5 кабинетов, раздевалка, 4 туалета, 2 умывальные, 3 кладовых, склад, техпомещение; общая площадь 1 этажа 303, 2 кв.м.
На втором этаже здания расположены 2 умывальных, 3 туалета, архив, касса, 9 кабинетов, лестницы, коридор; общая площадь второго этажа составляет 313, 5 кв.м.
На третьем этаже здания размещены лестница, коридоры, 2 умывальные, 3 туалета, архив, 9 кабинетов; общая площадь третьего этажа составляет 309, 4 кв.м.
В помещениях литера Б1 размещены:
на 1-ом этаже здания водомерный узел, лестница, тамбур, коридор, 2 комнаты отдыха площадью 21, 7 и 34, 3 кв.м, сауна площадью 4, 8 кв.м, душевая площадью 11, 5 кв.м, раздевалка, бассейн площадью 29, 7 кв.м. и 3 мастерских. Общая площадь по 1-му этажу составляет 498, 4 кв.м.
На 2-ом этаже расположены лестница, 4 кабинета, 2 кладовые, мастерская, коридор; общая площадь 2 этажа составляет 497 кв.м.
Литера б 1 состоит из тамбура площадью 5, 9 кв.м.
Таким образом, согласно поэтажному плану здания в нем действительно размещены помещения, обозначенные как "кабинеты". Однако, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанные в поэтажном плане помещения в спорном здании как кабинеты являются офисом (офисами) по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения; фактическое обследование здания не проводилось; содержащиеся фотографии помещений здания и самого здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов; фотоснимки, на которых отображен фасад здания, не содержат признаков, характеризующих использование здания в качестве офисов, при этом отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании офисов либо помещений торговли в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Следовательно, внешний вид здания, не дает возможности определить вид его фактического использования в качестве офисного здания.
Из административного искового заявления и пояснений представителя административного истца следует, что помещения в здании в целях размещения в них офисов либо помещений торговли в целях делового, административного или коммерческого назначения, за исключением сауны, не используются; в помещениях здания располагаются сотрудники организации-собственника ОАО "ПМК 137" в целях ведения деятельности организации, где ведут делопроизводство, находятся помещения руководителя организации, пустующие помещения не используются в виду нахождения в состоянии, не подлежащем эксплуатации.
Технические характеристики здания, указанные в экспликации, подтверждают доводы административного истца. При этом в документах технического учета не предусматривается размещение в указанном здании офисов и, или торговых объектов.
Использование площади здания в целях предприятия при осуществлении им своей деятельности, не дает оснований считать его административно-деловым центром по смыслу, придаваемому налоговым законодательством (критерий - размещение офисов). Если объекты недвижимого имущества используются для размещения собственного персонала, то такие объекты не могут квалифицироваться в качестве административно-деловых объектов, офисных помещений применительно к пункту 1 статьи 378.2 НК РФ.
Из фотографий фасада здания следует, что действительно, на здании вывешен единственный баннер рекламного характера - "Баня-сауна "У Марата" (л.д.86).
При этом фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения помещений в целях коммерческого назначения.
Кроме того, как установлено судом, и не оспаривается административным ответчиком, на момент включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год установление вида фактического использования здания с соблюдением соответствующей процедуры не проводилось и его фактическое использование не устанавливалось, соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета бесспорно не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, при том, что здание подлежало бы включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год в связи с установлением вида его фактического использования только в том случае, если такое обследование имело место до 1 сентября 2019 года.
Между тем, как следует из технического плана, сауна расположена на первом этаже здания литеры Б1, имеющей наименование - материально-технический склад; общая площадь помещений, относящейся к сауне составляет 115, 6 кв.м, в которую входят комната отдыха 21, 7 кв.м, сама сауна 4, 8 кв.м, душевая 11, 5 кв.м, раздевалка 13, 6 кв.м, комната отдыха 34, 3 кв.м, бассейн 29, 7 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади здания, имеющей размер 1927, 4 кв.м. - всего 6 % площади здания.
В дело не представлено никаких доказательств, опровергающих использование истцом здания по иному назначению. Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанного здания к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения в материалах административного дела также не содержится.
Вместе с тем, исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимости, налог в отношении которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости, должен отвечать определенным правилам, а именно: являясь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) предусматривать возможность осуществления коммерческой деятельности, то есть нахождение людей и рабочий процесс сотрудников в помещениях такого здания (строения, сооружения).
Деятельность офисов, как и торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, напрямую связана с взаимодействием организации с клиентами, контрагентами, объекты, включаемые в Перечень, должны быть предназначены, использоваться или иметь физическую возможность использоваться как помещения, в которых возможно регулярное осуществление какой-либо свободной деятельности человека.
Здание, об исключении которого из Перечня на 2020 год заявляет административный истец, исходя из технических характеристик, не может быть отнесено к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам). Одно лишь наименование - "административно-бытовое здание, материально-технический склад" вопреки доводам административного ответчика, без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2, пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 НК РС, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет его отнести к административно-деловому или торговому центру (комплексу), а технические характеристики помещений в здании (кабинеты, касса, мастерские, архив, склад, кладовые) не предусматривают размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры.
При таких данных, на основании сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану, данное здание не подлежит включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год исходя из его наименования, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов либо помещений торговли, в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, ни наименование объекта недвижимости, ни наименования и технические характеристики помещений в здании не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, без установления вида фактического использования здания и (или) помещений в нем невозможно отнести здание к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, неправомерно, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов, кафе, объектов торговли и предприятий сферы обслуживания населения иным лицам в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Это или дата вступления решения суда в законную силу или иная определенная судом дата.
Учитывая изложенное, суд считает возможным признать оспариваемый акт недействующим в оспариваемой части с момента его принятия.
Административным истцом заявлено требование о взыскании с административного ответчика расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждается с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины понесенные административным истцом, которые документально подтверждены, следует возложить на административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст.177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующим с момента принятия пункт 431 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года N 246-О "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете "Вести Чувашии" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в пользу открытого акционерного общества "Передвижная механизированная колонна 137" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 "А", пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.