Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А., судей Федотовой Н.П., Емельяновой Ю.В., при секретаре Марковой О.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
15 января 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе представителя Вахниной Фаины Иосифовны по доверенности Дунаева Владимира Вячеславовича на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 21 октября 2020 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Малахова В.А, судебная коллегия
установила:
Вахнина Ф.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС N2 по Ярославской области об оспаривании налогового уведомления N78132110 от 20 августа 2019 года, ссылаясь на то, что Вахниной Ф.И. принадлежат "данные изъяты" земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных в "адрес", за которые налоговым органом исчислен земельный налог по ставке 1.5% за 2018 год, ставка земельного налога в размере 1.5% применена незаконно. Вахнина Ф.И. приобрела земельные участки в конце 2018 года и в зимний период не успела приступить к их использованию по назначению. Наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, проведение кадастровых работ в отношении части из указанных земельных участков, продажа в 2019 году двух земельных участков не является основанием для применения такой ставки, т.к. для извлечения прибыли Вахнина Ф.И. принадлежащие ей земельные участки не использует, факт осуществления Вахниной Ф.И. предпринимательской деятельности при реализации части земельных участков налоговым органом не доказан. Вахнина Ф.И. приобрела земельные участки для личных нужд, никаких признаков коммерческого использования земельных участков в 2018 году - создание инфраструктуры, дорог, электричества, не установлено. Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером N находится жилой дом, который принадлежит третьим лицам, значительная часть земельного участка с кадастровым номером N относится к землям лесного фонда. По обоим участкам Вахнина Ф.И. защищает свои права в суде. Считает, что при исчислении земельного налога необходимо рассматривать конкретно каждый земельный участок.
Решением Управления ФНС по Ярославской области Вахниной Ф.И. отказано в удовлетворении жалобы по факту неверного исчисления налога МИФНС N 2 по Ярославской области, считает решение незаконным, просит отменить.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Вахниной Ф.И. по доверенности Дунаева В.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС N2 по Ярославской области по доверенности Капустину Г.В, представителя УФНС России по Ярославской области по доверенности Гумнову Д.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Особенности исчисления земельного налога, порядок и сроки его уплаты установлены главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1, 5 процента.
Решением муниципального Совета сельского поселения Семибратово Ростовского муниципального района N 44 от 24 ноября 2014 года налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 0, 3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенными для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и 1, 5% в отношении прочих земельных участков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.
При этом, как неоднократно указывал в своих определениях Верховный Суд Российской Федерации, пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для дачного хозяйства, применение указанной ставки в отношении земельных участков, приобретенных с целью извлечения прибыли, недопустимо (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 305-КГ14-9101, от 15 января 2018 года N 305-КГ17-20424, от 20 июня 2018 года N 301-КГ18-7425).
Из материалов дела следует, что в ноябре-декабре "данные изъяты" года Вахнина Ф.И. приобрела в собственность земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты". Все земельные участки, за исключением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" находятся в "адрес", земельный участок с кадастровым номером N в с. Сулость. Все земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования всех земельных участков, за исключением земельного участка с кадастровым номером N, для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - для дачного строительства.
Налоговым органом в адрес Вахниной Ф.И. направлено налоговое уведомление N 78132110 от 20 августа 2019 года, согласно которому сумма земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами N, в том числе с кадастровым номером N, находящимся в г. "адрес" за два месяца 2018 года составила 24 137 руб. Сумма налога на имущество физических лиц 1 558 руб. Всего к уплате 25 725 руб. Обязанность по оплате налогов Вахниной Ф.И. исполнена в полном объеме.
Из материалов дела следует, что при расчете земельного налога налоговый орган применил налоговую ставку 1, 5 процента от кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, исходя из того, что все земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения, но для сельскохозяйственного производства не используются, имеют вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества", однако в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, садоводства и огородничества не используются, земельные участки используются в коммерческой деятельности.
20 мая 2020 года представитель Вахниной Ф.И. по доверенности Дунаев В.В. обратился в МИФНС N2 по Ярославской области с заявлением, в котором сообщил, что принадлежащие Вахниной Ф.И. земельные участки, находящиеся в Сулостском сельском округе не используются ею для предпринимательской деятельности, приобретены для личных нужд, просил пересчитать земельный налог за 2018 год, исчисленный по ставке 1, 5%.
Налоговый орган предложил в срок до 1 июня 2020 года представить заявителю пояснения по факту использования земельных участков.
Вместе с тем доказательств использования земельных участков в личных целях Вахнина Ф.И. не представила. 29 мая 2020 года МИФНС N 2 по Ярославской области в адрес Вахниной Ф.И. направлен ответ на ее обращение, в котором содержится разъяснение позиции налогового органа по применению повышенной ставки при исчислении земельного налога.
Вахнина Ф.И. 26 июня 2020 года обратилась с жалобой в УФНС по Ярославской области, в которой указала, что принадлежащие ей земельные участки использовала в соответствии с видом разрешенного использования, прибыль от их использования не извлекала, просила налоговое уведомление N 78132110 от 20 августа 2019 года отменить, рассчитать земельный налог поставке 0.3%. 12 августа 2020 года по жалобе Вахниной Ф.И. УФНС по Ярославской области принято решение - жалоба оставлена без удовлетворения.
В марте 2019 года Вахниной Ф.И. произведены следующие действия с принадлежащими ей земельными участками: земельный участок с кадастровым номером N; сняты с кадастрового учета недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами N и образованы девять земельных участков с кадастровыми номерами с N; земельный участок с кадастровым номером N преобразован в три земельных участка с кадастровыми номерами N.
В 2019 году Вахнина Ф.И. продала земельные участки с кадастровыми номерами N, в 2020 году - земельный участок с кадастровым номером N.
Исследовав все собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельные участки приобретались Вахниной Ф.И. и впоследствии были ей отчуждены не для удовлетворения личных нужд, а в целях предпринимательской деятельности, поскольку как на момент приобретения, так и на момент последующей продажи земельных участков, указанные объекты недвижимости, их количество и площадь, как по виду разрешенного использования, так и по своему функциональному назначению не были предназначены для использования непосредственно в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими целями.
Наличие на одном из земельных участков жилого дома, принадлежащего третьим лицам, и земель, занятых лесами, сами по себе не могут свидетельствовать об использовании указанных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, и не исключают возможность их использования в коммерческой деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что продажа административным истцом земельных участков не является предпринимательской деятельностью, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Одним из видов экономической деятельности, согласно коду 68.10.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденного Приказом Росстандарта от 31 января 2014 N14-ст, является покупка и продажа земельных участков.
Наличие множественности земельных участков, их общая площадь, превышающая "данные изъяты" кв.м, а также установленный факт их дальнейшей реализации, свидетельствуют об использовании земельных участков в целях извлечения прибыли. Доказательств непосредственного использования спорных земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей, а равно намерений такого использования в материалах дела не содержится.
Налоговым кодексом Российской Федерации при классификации деятельности в качестве предпринимательской для целей налогообложения по НДФЛ не оговорено, что сделки купли-продажи должны быть совершены именно в течение конкретного налогового периода, установленного статьей 393 НК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что территориальным органом Россельхознадзора не устанавливались факты нарушения Вахниной Ф.И. требований земельного законодательства, неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства, не содержат оснований к отмене постановленного судом решения. Отсутствие предписаний контрольно-надзорных органов, фактов привлечения землепользователя к административной ответственности в данном случае не является препятствием к применению повышенной ставки земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводы суда, а повторяют позицию истца, изложенную его представителем в суде первой инстанции, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Вахниной Фаины Иосифовны по доверенности Дунаева Владимира Вячеславовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на решение и апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.