Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А, Ягубкиной О.В.
при участии прокурора
Турченюк В.С.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2021 года апелляционную жалобу Корсакова А. М. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Корсакова А. М. к Матушкину Э. Г. о возмещении ущерба и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н, выслушав объяснения истца Корсакова А.М, представителя истца - Хоревой А.А, заключение прокурора Турченюк В.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корсаков А.М. обратился в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Матушкину Э.Г, в котором, после уточнения иска, просил взыскать с ответчика в возмещение причиненного ущерба 76 500 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что "дата" ответчиком ему были причинены телесные повреждения, а также вред его имуществу - автомобилю "... ", при исполнении им профессиональных обязанностей водителя такси, что подтверждается материалами проверки 18 отдела полиции УМВД России по "адрес". Имущественный вред обусловлен необходимостью аренды автомобиля с целью осуществления трудовой деятельности на период ремонта поврежденного ответчиком его автомобиля с "дата" по "дата"; стоимость аренды согласно договору аренды составила за 3 календарных дня 76 500 рублей. Заявленный размер денежной компенсации морального вреда обоснован тем, что ему при исполнении профессиональных обязанностей водителя такси был причинен вред здоровью в связи с его отказом от исполнения заказа по перевозке животного и отказе пассажира покинуть принадлежащий ему автомобиль.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования Корсакова А.М. к Матушкину Э.Г. о возмещении материального ущерба и взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично.
С Матушкина Э.Г. в пользу Корсакова А.М. взыскана компенсация морального вреда в связи с причинением вреда здоровью в размере 10 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении иска о возмещении материального ущерба отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик Матушкин Э.Г. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от "дата" "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Способы возмещения вреда предусмотрены статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Для удовлетворения требования о взыскании ущерба на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать противоправность действий и вину причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшим вредом. При этом наличие вины презюмируется. По смыслу закона, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за причинение ущерба, лежит на ответчике.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 12, 35 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "дата" в 20 часов 00 минут Корсаков А.М, исполняя профессиональные обязанности водителя такси на автомашине KIA OPTIMA E SED 4D, государственный регистрационный знак N.., прибыл по заявке по адресу: "адрес". В машину села заказчик Матушкина Н.С. с собакой. В связи с аллергией на животных Корсаков А.М. отказался от выполнения заказа и попросил Матушкину Н.С. покинуть автомобиль, что она сделать отказалась. В ходе возникшего конфликта подбежал супруг Матушкиной Н.С. - Матушкин Э.Е. и нанес ему несколько ударов в голову, чем ему были причинены телесные повреждения в виде ушиба тканей лобной области (согласно телефонограмме лечебного учреждения). Кроме того, Матушкин Э.Е. нанес удар по лобовому стеклу автомобиля и разбил его.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки 18 отдела полиции УМВД России по "адрес", по результатам которой "дата" старшим участковым уполномоченным Морозовым В.А. в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока давности уголовного преследования, и по существу не оспариваются ответчиком.
Ссылаясь на необходимость аренды иного автомобиля, с целью осуществления трудовой деятельности на период ремонта поврежденного ответчиком его автомобиля с "дата" по "дата", и понесенные в связи с этим убытки в размере 76 500 рублей, истцом представлен договор аренды от "дата", заключенный с ООО "КАПА", предусматривающий передачу арендодателем арендатору за плату во временное пользование, для личных целей (л.д.18), автомобиля Фольксваген Джетта.
Разрешая требования истца о возмещении причиненного ущерба в размере 76 500 рублей, суд, руководствуясь положениями гражданского законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии доказательств несения расходов по указанному договору истцом, а именно документов, подтверждающих уплату арендодателю суммы в размере 76 500 рублей. Помимо этого, с учетом условий договора о передаче автомобиля для личных целей, истцом не доказано использование данного транспортного средства для перевозки пассажиров как такси.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, указанный выше договор аренды автомобиля от "дата", на основании которого истец, как физическое лицо, взял в аренду у общества с ограниченной ответственностью "КАПА" (арендодатель) автомобиль на период с "дата" по "дата", оформлен ненадлежащим образом, поскольку в договоре отсутствуют данные о директоре или о ином правомочном лице Общества, а также отсутствуют основания, позволяющие этому лицу подписывать документы. В договоре не расшифрована подпись лица со стороны арендодателя и отсутствуют подписи от арендодателя на первых четырех страницах договора, тогда как подписи Корсакова А.М. (арендодателя) имеются на всех страницах.
При этом отсутствуют документы о возврате арендованного автомобиля арендодателю, счет арендодателя с калькуляцией суммы договора, также отсутствуют первичные документы об оплате истцом сумм по данному договору.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что истец мог вести свою трудовую деятельность по предоставлению услуг легкового такси как индивидуальный предприниматель на основании Разрешения, выданного Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга (л.д. 26). Указанное Разрешение выдается на транспортное средство. Истцом не представлены сведения о получении им разрешения в Комитете по транспорту Правительства Санкт-Петербурга на автомобиль, арендованный у общества с ограниченной ответственностью "КАПА". При отсутствии разрешения, выданного на арендованный автомобиль, истец не мог легально вести трудовую деятельность по предоставлению транспортных услуг.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, представленный истцом договор аренды автомобиля не может быть принят в качестве допустимого доказательства.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от "дата" N... "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействие) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию, и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, следует, что обязательным условием для возложения обязанности по возмещению вреда является наличие юридического состава, включающего в себя противоправность действия (бездействие) причинителя вреда, виновность, наличие вреда, а также прямой причинной связи между действием либо бездействием и наступившими последствиями.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N... "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд с учетом требований разумности и справедливости исходит из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.
Разрешая требования истца о взыскании морального вреда, суд первой инстанции исходил из доказанности факта причинения ответчиком Матушкиным Э.Е. вреда здоровью и имуществу истца Корсакова А.М, в связи с чем, учитывая конкретные обстоятельства дела, тяжесть и длительность перенесенных истцом физических и нравственных страданий, отсутствие серьезных последствий причиненного вреда, каких-либо ограничений к труду, основываясь на требованиях разумности и справедливости, определилк взысканию размер компенсации морального вреда в 10 000 рублей.
Судебная коллегия полагает, что размер компенсации морального вреда определен судом правильно, в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом юридически значимых обстоятельств, влияющих на размер компенсации морального вреда. Взысканная судом сумма компенсации морального вреда является соразмерной причиненным физическим и нравственным страданиям, отвечает требованиям разумности и справедливости.
Доводы апелляционной жалобы истца, выражающие несогласие с размером взысканной компенсации, правильности выводов суда не опровергают, не позволяют признать взысканную компенсацию несправедливой или неразумной, не подтверждают наличие оснований для ее определения в большем размере. Обстоятельства, на которые указывал истец, получили оценку суда, моральный вред, как категория оценочная, не предполагает возможности его точного определения в денежном выражении и полного возмещения.
Выводы суда должным образом мотивированы, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки указанных обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корсакова А. М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.