Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А, Козловой Н.И.
при секретаре
Аррой Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2020 года апелляционную жалобу Даниловой М. Ю. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-1770\2020 по иску Даниловой М. Ю. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Санкт-Петербурга о восстановлении нарушенных пенсионных прав
Заслушав доклад судьи СЕ.ой Е.Н, выслушав объяснения Даниловой М.Ю, представителя ответчика - Грызловой Т.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даниловой М. Ю. обратилась в суд с иском к ГУ - УП РФ в "адрес" Санкт-Петербурга, после уточнения исковых требований (л.д.47), просила обязать зачесть в страховой стаж работы периоды:
с "дата" по "дата" в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок N... Межрайонной инспекции МНС России N... по Санкт-Петербургу;
с "дата" по "дата" в должности начальника отдела камеральных проверок N... Межрайонной инспекции ФНС России N... по Санкт-Петербургу;
обязать ответчика учесть в качестве страхового стажа периоды получения пособия по безработице:
с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата";
с "дата" по "дата"
Пересчитать размер страховой пенсии на основании данных о заработной плате за период с "дата" по "дата", пересчитать ИПК на основании перечисленных выше данных с даты подачи документов на назначение пенсии с "дата".
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 19 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Даниловой М.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Данилова М. Ю. является получателем страховой пенсии с "дата", назначенной в соответствии со статьей 8 Закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлена фиксированная выплата, предусмотренная статьей 16 указанного закона.
С "дата" на территории Российской Федерации назначение и выплата страховых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" (далее Закон N 173-ФЗ) путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г. Общий трудовой стаж и среднемесячный заработок для исчисления размера страховой пенсии учитывается только до "дата".
После "дата" для исчисления размера пенсии учитываются страховые взносы, поступившие на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в ПФР от работодателей.
В страховой стаж при назначении пенсии учтены следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности:
"дата" - "дата" работа (11лет 07 мес.19 дней);
"дата" - "дата" получение пособия по безработице (00-05-13), "дата" - "дата" работа (09-05-27), "дата" - "дата" работа (06-03-21), "дата" - "дата" получение пособия по безработице (00-03-00), "дата" - "дата" работа (00-06-01), "дата" - "дата" получение пособия по безработице (00 -09-06), "дата" - "дата" получение пособия по безработице (00-03-19)
Продолжительность страхового стажа для определения права на пенсию составила 29 лет 8 месяцев 16 дней.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Даниловой М.Ю. от "дата" видно, что оспариваемые периоды работы с "дата" по "дата" в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок N... Межрайонной инспекции МНС России N... по Санкт-Петербургу; с "дата" по "дата" в должности начальника отдела камеральных проверок N... Межрайонной инспекции ФНС России N... по Санкт-Петербургу включены в страховой стаж, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о включении указанных периодов в страховой стаж обоснованно отказано судом первой инстанции.
Исковые требования о включении в качестве страхового стажа периодов получения пособий по безработице не полежат удовлетворению в силу следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в силу законодательства Российской Федерации, законодательных актов субъектов Российской Федерации, решений представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а так же пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, в страховой стаж период нахождения на учете в качестве безработного засчитывается как нестраховой период в соответствии со статьей 12 ФЗ N400-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от "дата" N... "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N... "Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал": 1 настоящие Правила определяют порядок учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (далее именуется - расчетный пенсионный капитал).
2. Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее именуется - Фонд), а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до "дата"
3. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется страховщиком - Фондом.
4. Страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом.
5. В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии.
Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
6. В случае если застрахованное лицо не осуществляло работу и (или) иную трудовую деятельность в течение 12 месяцев со дня установления ему страховой части трудовой пенсии, сумма расчетного пенсионного капитала, принятого во внимание при ее установлении, уточняется с учетом сумм страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в течение указанных 12 месяцев.
Размер назначенной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взносах и ранее предоставленных страхователем данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, уплаченных им в Фонд. Указанные сведения и данные принимаются во внимание при определении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия.
7. Включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год.
При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов.
Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от "дата" N... -ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индексация сумм страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от "дата" N... "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что при назначении страховой пенсии расчетный пенсионный капитал истца определен с учетом индексации начисленных за нее страховых взносов на основании соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Сумма начисленных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, отраженных на индивидуальном лицевом счете Даниловой М.Ю. на момент назначений ей страховой пенсии по старости, с учетом индексации составила 372 400, 85 руб. Индексация производиться в автоматическом режиме, произведена правильно, в сроки, установлены действующим законодательством.
Таким образом, основания для перерасчета пенсии, предусмотренные статьей 18 ФЗ N400-ФЗ отсутствуют.
Отказывая в иске об увеличении размера фиксированной выплаты судебная коллегия учитывает положения статей 16, 36 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ и исходит из того, что действующее законодательство не содержит норму, предусматривающую перерасчет фиксированной выплаты по указанным истцом основаниям, Федеральный закон от "дата" N 173-ФЗ утратил силу.
С "дата" вступил в силу Федеральный закон от "дата" N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от "дата" N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному Закону.
Согласно частям 3, 4 статьи 16 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 статьи 16.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с "дата" до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с "дата" до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь (часть 5 статьи 16).
Установление же фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ. В данной норме закона было указано, что устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до "дата", установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ, производилось с "дата", исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В статье 17 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ перечислены основания повышения фиксированной выплаты, но в их числе повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца положения пункта 17 статьи 14 Федерального закона от "дата" N 173-ФЗ не подлежат применению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 августа 2020 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Даниловой М. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.