Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Козловой Н.И.
судей
Сальниковой В.Ю.
Барминой Е.А.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1180/2020 по апелляционной жалобе Фоменко А. И. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2020 года по иску Фоменко А. И. к Государственному учреждению Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Козловой Н.И, объяснения истца Фоменко А.И, представителя ответчика Гренадерова К.И. (действует на основании доверенности от "дата", диплом N...), изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Фоменко А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - ГУ ЛРО ФСС РФ), в котором, после уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательном варианте просил обязать ответчика обеспечить истца санаторно-курортной путевкой в 2020 году согласно очередности, датируемой от 03.02.2015, в санаторий "... " по профилю заболевания, а также взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей. В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом "... ", и, в соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 и пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 1787-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеет право на предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. 03.02.2015 истец обратился в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако, до настоящего времени путевка истцу не предоставлена.
Истец обращаясь в суд, ссылается на то, что действия ответчика нарушают его права на получение санаторно-курортного лечения.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2020 года Фоменко А.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Фоменко А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Фоменко А.И. в заседание суда апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 09.06.2008 Фоменко А.И. Филиалом N 2 ФГУ Главное Бюро МСЭ по Ленинградской области установлена "... " инвалидности бессрочно.
03.02.2015 истец обратился в ГУ ЛРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. На основании данного заявления Фоменко А.И. принят на учет по обеспечению такой путевкой.
Между тем, как усматривается из письменных возражений ответчика, обеспечить истца санаторно-курортным лечением в 2015 году не представилось возможным в связи с тем, что очередность по дате подачи заявления не наступила.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2015 по делу N 2-6653/2015 Фоменко А.И. отказано в удовлетворении иска об обязании ГУ ЛРО ФСС РФ об обязании предоставить санаторно-курортную путевку в соответствии с заявлением от 03.02.2015 в течение 2015 года. Апелляционным определением судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2016 указанное решение суда оставлено без изменений.
Как усматривается из письменных возражений ответчика на исковое заявление, в 2016 году истец, воспользовавшись своим правом, установленным пунктом 3 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", отказался от получения социальных услуг в части санаторно-курортного лечения и получил государственную социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты. Данное обстоятельство истцом не оспорено. В связи с этим истец был снят с учета на получение санаторно-курортной путевки в 2015 году.
При этом заявлений о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) в соответствии с частью 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" истец в ГУ ЛРО ФСС РФ не подавал, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2020 году не обращался.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Фоменко А.И. суд, руководствуясь Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" исходил из отсутствия доказательств факта нарушения ответчиком прав истца, в связи с чем оснований для удовлетворения требований об обязании обеспечить истца путевкой на санаторно-курортное лечение и взыскания компенсации морального вреда не имеется.
С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия считает возможным согласиться в связи со следующим.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Законодательством не предусмотрено приоритетного обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке очередности не противоречит закону.Конституционный суд Российской Федерации в определениях от 24 декабря 2013 года N 1923-О и от 11 мая 2012 года N 817-О указал, что установление статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" периода представления социальных услуг (календарный год), является элементом механизма реализации (государством) права на государственную социальную помощь (объективно связанного с порядком организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации). Установление указанного годичного срока само по себе не регулирует порядок предоставления путевок.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с профилем заболевания. При этом согласно указанному Порядку место и время лечения, указанные в медицинской справке по форме 070/у-04 (пункты 18, 19) носят рекомендательный характер (не обязательны для заполнения).
Гражданам не предоставлено право выбора путевки по наименованию санатория, курортному региону и периоду года.
Согласно п. 3.8 Порядка исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки, сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной обязанности Правительство Российской Федерации своим постановлением от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила финансового обеспечения) и Методику расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее -Методика расчета объема средств).
Пунктом 4 Правил финансового обеспечения установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно Разъяснениям о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Закона N 178-ФЗ, данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2005 года N 4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета.
Для осуществления этих целей Фонду ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год. Из изложенного следует, что финансирование расходов на предоставление гражданам - получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а Федеральным бюджетом.
Таким образом, затраты, связанные с предоставлением гражданам набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а обязательства Фонда по финансированию санаторно-курортного лечения ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
Действующее законодательство не предусматривает возможности обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, санаторно-курортными путевками за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели.
Следовательно, на законодательном уровне имеются прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению путевок гражданам льготных категорий объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации (далее - КС РФ), выраженной в определении от 03.04.2014 N 686-О, механизм осуществления прав граждан на получение набора социальных услуг должен включать надлежащее финансовое и организационное обеспечение соответствующих обязательств государства, а именно законодатель обязан предусматривать в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год финансирование, достаточное для реализации всех принятых на себя обязательств на соответствующий год.
Фонд и его региональные отделения не вправе привлекать на указанные цели иные средства, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку указанные действия, в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, повлекут не целевое использование бюджетных средств, а недостаточность бюджетных ассигнований, согласно позиции КС РФ, отображенной в определении от 03.04.2014 N 686-О, не может быть поставлена в вину Фонда и его региональным отделениям.
Следовательно, обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Учитывая, что истец в 2016 году отказался от получения социальных услуг в части санаторно-курортного лечения и получал государственную социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты, он утратила право на предоставление путевки.
Довод апелляционной жалобы истца о нарушении судом сроков изготовления мотивированного решения суда, подлежит отклонению, поскольку не опровергает правильность выводов суда по делу.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоменко А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.