Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И, судей Чуфистова И.В, Есениной Т.В, при секретаре Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2021 года административное дело N2а-4444/2020 по апелляционной жалобе Литвиненко Сергея Всеволодовича и Литвиненко Семена Сергеевича на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 сентября 2020 года, по административному исковому заявлению Литвиненко Сергея Всеволодовича и Литвиненко Семена Сергеевича к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав объяснения административного истца Литвиненко С.С. и представителя административных истцов - Александрова И.А, возражения представителя административного ответчика, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Сомовой А.В, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Литвиненко С.В. и Литвиненко С.С. обратились в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным уведомление администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 17 марта 2020 года N78-168-003/по-2020 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый N.., а также в качестве мер по восстановлению нарушенных прав обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу, выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В обоснование заявленных требований Литвиненко С.В. и Литвиненко С.С. указали, что являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N... 16 сентября 2011 года распоряжением комитета по градостроительству и архитектуре N2475 был утвержден градостроительный план земельного участка NRU78143000-13049 и 05 октября 2011 года было выдано разрешение на строительство N55/2011, разрешающее строительство индивидуального жилого дома. По окончанию строительства административные истцы обратились в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с уведомлением об окончании строительства, но по результатам его рассмотрения было принято оспариваемое уведомление, в котором указано на нарушение требований Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 N524 в виде наличия отступа построенного административными истцами объекта индивидуального жилищного строительства от западной границы земельного участка менее 3 м. Административные истцы полагают, что данное указание не соответствует требованиям закона, поскольку правилами предусмотрено, что минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений и сооружений по границам земельных участков, совпадающих с улицами и (или) красными линиями указанных улиц для прочих зданий составляет 0 м.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 02 сентября 2020 года, в удовлетворении требований Литвиненко С.В. и Литвиненко С.С. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 02 сентября 2020 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом необоснованно принят во внимание градостроительный план, который утратил свою актуальность. Также апеллянты указывают, что судом не учтено, что в 2012 году было зарегистрировано право на объект незавершенного строительства, и по завершению реконструкции объект остался в границах фундамента.
Административный истец Литвиненко С.С, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Административный истец Литвиненко С.В, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя - Александрова И.А, действующего на основании доверенностей.
Представитель административных истцов - Александров И.А, в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
Представитель административного ответчика, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Сомова А.В, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося административного истца Литвиненко С.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Литвиненко С.В. и Литвиненко С.С. являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", литер А, кадастровый N.., площадью 954+/-11 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов).
04 октября 2011 года администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга Литвиненко С.В. выдано разрешение на строительство N55/2011, в соответствии с которым на вышеуказанном земельном участке разрешено строительство (реконструкция) объекта капитального строительства - индивидуального (одноквартирного) жилого дома в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка NRU78143000-13049, подготовленного Комитетом по градостроительству и архитектуре, утвержденного распоряжением N2475 от 16 сентября 2011 года.
12 марта 2020 года административными истцами в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга направлено Уведомление об окончании строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, согласно которому ими завершено строительство объекта индивидуального жилищного строительства, имеющего следующие параметры: количество надземных этажей - 2, высота - 8, 7 м, отступы от границ земельного участка - север 12 м, восток 14 м, юг 3м, запад 2м.
17 марта 2020 года администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга в отношении административных истцов издано Уведомление о несоответствии построенного (реконструированного) объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности N 78-168-003/по-2020.
Согласно указанному уведомлению, построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 N524, а именно: минимальный отступ построенного объекта индивидуального жилищного строительства от западной границы земельного участка составляет менее 3 м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, поскольку разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено административными истцами до дня вступления в силу Федерального закона от 03 августа 2018 года N340-ФЗ, то принятие уполномоченным органом решения о несоответствии данного объекта должно основываться исключительно на требованиях, установленных в разрешении на строительство. Судом первой инстанции указано, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома прилагалась схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома, из содержания которой следует, что минимальный отступ жилого дома от границ участка составляет 3 м.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции верными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство административному истцу), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно положениям части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 того же Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В силу положений части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Названные положения были введены Федеральным законом от 03 августа 2018 N340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 03 августа 2018 N340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03 августа 2018 N340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлены параметры к объектам ИЖС, в частности, согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно части 11 статьи 16 Федерального закона от 03 августа 2018 N340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", объект индивидуального жилищного строительства, разрешение на строительство, которого получено до 04 августа 2018 года, может превышать параметры, указанные в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии, если параметры такого объекта соответствуют требованиям указанного разрешения на строительство.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно градостроительному плану земельного участка NRU78143000-13049, места допустимого размещения объекта капитального строительства определяются согласно требованиям режима использования земель в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-5 с учетом выполнения действующих строительных и технических регламентов в части отступов от границ земельных участков и расстояний от стен зданий, строений, сооружений СНиП 2.07.01-89, СНиП II-89-80, СП 30-102-99.
В соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.3.2 Свода правил по проектированию и строительству "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (СП 30-102-99), в индивидуальном строительстве основной тип дома - одноквартирный. Помимо одноквартирных, применяются дома блокированные, в том числе двухквартирные, с приквартирными участками при каждой квартире.
Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
Из представленной к заявлению о выдаче разрешения на строительства схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома, усматривается, что минимальный отступ жилого дома от границ участка составляет 3 м.
Таким образом, в настоящем случае можно сделать вывод о том, что построенный объект индивидуального жилищного строительства не соответствует выданному ранее разрешению на строительство и проектной документации.
С учетом изложенного, оспариваемое уведомление обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Доводы апелляционной жалобы относительно ссылок суда на неактуальный градостроительный план судебная коллегия отклоняет, поскольку в настоящем случае объект индивидуального жилищного строительства должен соответствовать разрешению на строительство, которое в свою очередь было основано на градостроительном плане.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что за административными истцами зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, в настоящем случае правового значения не имеет, поскольку факт регистрации права собственности не освобождает административных истцов от выполнения требований законодательства при строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 02 сентября 2020 года, по административному делу N2а-4444/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.