Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Грязнове Ю.В, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Таранцевой Т.А. о признании недействующим в части приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N475 (с изменениями от 18 апреля 2018 года) "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл"
по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, по апелляционной жалобе заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО10 полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
Индивидуальный предприниматель Таранцева А.А. обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N475 (с изменениями от 18 апреля 2018 года) "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов. В обоснование требований указала, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N269. Установленный норматив является завышенным и экономически необоснованным, рассчитан с нарушением методики расчета твердых коммунальных отходов, без проведения всесезонных замеров, что нарушает ее права, поскольку обязывает производить завышенную плату по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 23 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан недействующим приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N475 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов со дня издания приказа. Взыскано с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в пользу индивидуального предпринимателя Таранцевой Т.А. 300 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, обратилось в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить в части определения даты, с момента которой нормативный правовой акт признан частично недействующим, принять новое решение, которым признать недействующим приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N475 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов со дня вступления решения суда в законную силу.
Заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" так же обратилось в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить в части определения даты, с момента которой нормативный правовой акт признан частично недействующим, принять новое решение, которым признать недействующим приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N475 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов со дня вступления решения суда в законную силу.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов, прокуратурой Республики Марий Эл, административным истцом, представлены возражения.
В судебное заседание апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика ФИО8, который настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение суда надлежит оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции установиласледующее.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного Закона нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 августа 2005 года N 194 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим государственную политику в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
На основании пункта 10 Положения к функциям Министерства было отнесено, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 16 мая 2016 года N 217).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2019 года N 175 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" функции по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл с 1 июня 2019 года переданы Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
Согласно пункту 11 Положения Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право в пределах своей компетенции принимать решения, издавать нормативные правовые акты и иные акты в области строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, при необходимости издавать совместные акты с другими органами государственной власти Республики Марий Эл.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N 475 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Марий Эл 28 октября 2016 года за регистрационным номером N и опубликован 28 октября 2016 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф), установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 18 апреля 2018 года N 164 в указанный акт в части вступления его в силу внесены изменения: в пункте 2 слова "с 1 мая 2018 года" заменены словами "с 1 января 2019 года".
Пунктом 2.2 Приложения к приказу от 24 октября 2016 N 475 установлен временный норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов в размере 0, 70 куб. м в год на 1 кв. м торговой площади.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 N 475 (с изменениями от 18 апреля 2018 года) "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которым установлены правовые нормы общеобязательного временного характера, рассчитанные на многократное применение. Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил государственной регистрации, введения в действие и опубликования.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, индивидуальный предприниматель Таранцева Т.А. указала, что оспариваемым приказом временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов определены без учета порядка определения нормативов, с нарушением процедуры определения норм накопления.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций N 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций N 524/пр замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось административным ответчиком в суде первой инстанции что, что временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов определены отдельно по каждой категории объектов на основании отчета экспериментальных исследований по определению дифференцированных норм накопления твердых бытовых отходов в городском округе "Город Йошкар-Ола", разработанных республиканским учреждением "Экспертно-аналитический центр экологической и промышленной безопасности" (г. Чебоксары). Актуализацию данных нормативов планировалось провести по итогам работы региональных операторов за 1 календарный год. Из описательной части отчета (раздел 3 Методика экспериментальных определений) следует, что нормы накопления твердых бытовых отходов определялись в соответствии с "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест", утвержденными главным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, и согласно "Рекомендациям по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР", утвержденным МЖКХ РСФСР 9 февраля 1982 года (т. 1, л. д. 65-80). Доказательств, подтверждающих, что замеры отходов по объектам "промтоварные магазины" произведены в соответствии с установленным Правилами порядком, а расчеты нормативов произведены по утвержденным данными Правилами формулам, административным ответчиком в материалы дела не представлено. Оспариваемый приказ принят в целях временного определения объема твердых коммунальных отходов, размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и возможности проведения конкурсного отбора региональных операторов в области обращения с названными отходами на период разработки нормативов в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 24 октября 2016 года N 475 (с изменениями от 18 апреля 2018 года) "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Марий Эл" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, в связи с чем, указанный приказ в оспариваемой в части подлежит признанию недействующим, как не соответствующее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу с момента его принятия.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы относительно несогласия с решением суда в части определения момента, с которого нормативный правовой акт признан недействующим, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Суд первой инстанции, установив существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акты, пришел к правомерному выводу о признании его недействующим со дня его принятия.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 23 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Верховный Суд Республики Марий Эл.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.