Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К, Мурзаковой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сланова Г.Г. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 сентября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Ставропольскому краю к Сланову Г.Г. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Нафикова И.А, выслушав объяснения Сланова Г.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Ставропольскому краю (далее - МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Сланову Г.Г. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц и пени в бюджет в размере 37 844, 16 руб, из них: налог на имущество физических лиц за 2017 год - 37 436 руб.; пеня по налогу на имущество физических - 408, 16 руб. В обоснование заявленных требований указывалось на то, что административный ответчик является собственником объекта недвижимости: магазина с парикмахерской площадью более 250 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Указанный объект, кадастровая стоимость которого составляет 9 043 633 руб, включен в приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 г..N 1540 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства имущественных отношений Ставропольского края" на 2016 год, от 26 декабря 2016 г..N 1093 "Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и в приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г..N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется ка кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее - Перечень), соответственно, начисление налога на имущество физических лиц произведено с применением ставки налога равной 1, 5 процента от кадастровой стоимости из них: за 2017 год в сумме 135 665 руб.
Сланову Г.Г. направлялось налоговое уведомление, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании со Сланова Г.Г. образовавшейся задолженности по налог на имущество физических лиц в размере 83 956, 16 руб, который определением мирового судьи судебного участка N 4, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 г..Ессентуки Ставропольского края, от 16 сентября 2019 г..отменен. Неуплаченная Слановым Г.Г. сумма задолженности по налогу на имущество за 2017 г, включая пени, составляет 37 844, 16 руб.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 сентября 2020 г, административное исковое заявление МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю удовлетворено. Со Сланова Г.Г. взыскана задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени в бюджет в размере 37 844, 16 руб, из них: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год, - в размере 37 436 руб.; пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, - 408, 16 руб.; государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 335, 32 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 30 декабря 2020 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции вместе с делом 27 января 2021 г, Слановым Г.Г. ставится вопрос об отмене решения Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 сентября 2020 г, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю представила возражения, в которых предлагается оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явился представитель МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, о причинах неявки не сообщил. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела такого характера нарушения норм права не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 1 Закона Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 г. установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета(инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов;
жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Решением Совета города - курорта Ессентуки Ставропольского края от 18 ноября 2015 г. N 28 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" (с изменениями) в г. Ессентуки установлены налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах (исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения): жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты); объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражи и машино-места; хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом - 0, 3 процента; объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, - 1, 5 процента; объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей - 2 процента; прочие объекты налогообложения - 0, 5 процента.
Из материалов дела следует, что Сланов Г.Г. является собственником недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости, а именно: магазина с парикмахерской, кадастровый номер: N, по адресу: "адрес", кадастровая стоимость 9 043 633 руб, дата регистрации объекта 25 апреля 2005 г, площадь объекта 310, 8 кв.м. Кадастровая стоимость данного объекта утверждена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1382 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае", и, соответственно, данная кадастровая стоимость является налоговой базой при исчислении налога на имущество за 2017 год и за последующие налоговые периоды. Приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2015 г. N 1540, от 26 декабря 2016 г. N 1093, от 27 декабря 2017 г. N 1122 указанный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю начислила Сланову Г.Г. налог на имущество (два объекта недвижимости) с учетом приведенных правовых норм и направила в его адрес налоговое уведомление N 78724084 от 13 ноября 2018 г. с предложением уплатить налог на имущество физических лиц за 2017 год по объекту с кадастровым номером N в размере 135 655 рублей в срок до 10 января 2019 г, а затем требование N 10463 об уплате задолженности до 26 марта 2019 г.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц по заявлению налогового органа 27 августа 2019 г. выносился судебный приказ о взыскании со Сланова Г.Г. задолженности по указанному налогу в размере 83 548 руб. и пени в размере 408, 16 руб. Определением мирового судьи судебного участка N 4, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 г. Ессентуки Ставропольского края, судебный приказ отменен, в связи с чем МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю обратилась в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением в суд. На дату обращения в суд задолженность Сланова Г.Г. по налогу на имущество по объекту с кадастровым номером N составляет 37 844, 16 руб, из них: налог на имущество физических лиц за 2017 год - 37 436 руб.; пеня- 408, 16 руб.
Анализ изложенных выше обстоятельств позволяет признать, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что налог на имущество по объекту с кадастровым номером N, включенному в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, исчислен налоговым органом обоснованно исходя из ставки равной 1, 5 процента, установленной указанным выше решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 18 ноября 2015 г. N 28. Также является верным расчет задолженности Сланова Г.Г. по налогу на имущество по этому объекту в размере 37 844, 16 руб, из которых налог на имущество физических лиц за 2017 год составляет 37 436 руб.; пеня- 408, 16 руб.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении приведенных выше положений Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций", решения Совета города - курорта Ессентуки Ставропольского края от 18 ноября 2015 г. N 28 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" (с изменениями).
Доводы административного ответчика о необходимости применения при исчислении налога на имущество ставки 0, 5 процента к кадастровой стоимости нижестоящими судебными инстанциями обоснованно отклонены с учетом того, что объект с наименованием "магазин с парикмахерской" с кадастровым номером 26:30:030302:576 имеет площадь 310, 8 кв.м и включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, который в части включения принадлежащего административному ответчику объекта не отменен и недействующим не признавался..
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что правомерность исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером N за 2017 год исходя из действующей ставки 1, 5 процента подтверждается также решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 12 марта 2020 г. N 08-19/006509@ по результатам рассмотрения жалобы Сланова Г.Г. на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС России N 10 по Ставропольскому краю, которым, в том числе признана ошибочной ссылка в письме от 27 декабря 2018 г. N 08-16/024356 на первичное налоговое уведомление за 2017 год от 9 сентября 2018 г. N 36921872, в котором расчет осуществлен исходя из ставки 0, 5 процента.
Вопреки доводам заявителя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального права; нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, ими не допущено; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судебными инстанциями норм права.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Сланова Г.Г. не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сланова Г.Г. оставить без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 февраля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.