Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2021 г. по делу N 16-174/2021-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего на основании доверенности в интересах закрытого акционерного общества "Торговые ряды", на вступившие в законную силу постановление судьи Лобненского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Торговые ряды" (далее ЗАО "Торговые ряды, общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Лобненского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года ЗАО "Торговые ряды" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Московского областного суда от 21 ноября 2019 года названное выше постановление судьи Лобненского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года изменено, из него исключено указание суда о невыполнении в срок законного предписания в части устранения нарушения требований пожарной безопасности в виде отсутствия проектной документации, содержащей пожарно-технические характеристики объекта защиты. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ЗАО "Торговые ряды" - Маюров С.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из составленного в отношении ЗАО "Торговые ряды" протокола об административном правонарушении и обжалуемых судебных актов, основанием для привлечения ЗАО "Торговые ряды" к административной ответственности на основании части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выводы о невыполнении обществом в установленный срок (до 27 мая 2019 года) пунктов 1. 2, 10, 11, 12 выданного государственными инспекторами г..Долгопрудного и г..Лобни Московской области по пожарному надзору ОНД по г..Долгопрудному ГУ МЧС России по Московской области предписания от 8 апреля 2019 года N 80/1/1 о необходимости устранения следующих нарушений требований пожарной безопасности: отсутствует проектная документация, содержащая пожарно-технические объекта защиты; произведены изменения функционального назначения, объемно-планировочных и конструктивных решений объекта защиты, в результате которых помещения технической мансарды в настоящее время используются (эксплуатируются) как торговые площади, без разработки и утверждения соответствующей проектной документации и технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объекта и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации; между маршами лестниц лестничной клетки отсутствует зазор шириной не менее 50 мм; при эксплуатации лестничного марша (ближнего к центральному входу) допускается загромождение витринами с товаром площадок лестничных маршей; высота ограждения лестницы составляет 0, 7 м, при требуемой высоте не менее 0, 9 м.
При этом постановлением мирового судьи судебного участка N 101 Лобненского судебного района Московской области от 13 мая 2019 года ЗАО "Торговые ряды" привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Московского областного суда, разрешая жалобу на постановление судьи Лобненского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года, пришел к выводу о том, что здание, в котором расположено ЗАО "Торговые ряды", возведено в 1998 году и объектом строительства не является, а потому требования части 1 статьи 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", неустранение нарушения которых вменено обществу, на него не распространяются, в связи с чем принял решение об изменении судебного постановления и исключении из него указания суда о невыполнении в срок законного предписания в части устранения нарушения требований пожарной безопасности в виде отсутствия проектной документации, содержащей пожарно-технические характеристики объекта защиты.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ЗАО "Торговые ряды" квалифицировано по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что ЗАО "Торговые ряды" имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении, датированного 31 июня 2019 года, ранее проведенной проверки, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как установлено судебными инстанциями в хорде производства по делу об административном правонарушении, указание в названном протоколе даты его составления - 31 июня 2019 года является технический ошибкой, что подтвердил допрошенных при рассмотрении дела государственный инспектор по пожарному надзору Корнюшин В.В.
Доводы заявителя в жалобе об обеспечении ЗАО "Торговые ряды" пожарной безопасности со ссылкой на отчет по оценке пожарного риска на объекте проверки не свидетельствуют о незаконности предписания, выданного органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, и не исключают обязанность юридического лица исполнить требования предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, установленных законом.
При этом, следует отметить, что выявленное на объекте проверки нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в загромождении витринами с товаром площадок лестничных маршей, не требовало расчета пожарного риска, и его устранение могло быть реализовано при надлежащем исполнении обществом своих обязанностей и требований закона.
Ссылка заявителя в жалобе на решение Арбитражного суда Московской области от 24 января 2020 года не может быть принята во внимание, поскольку данным решением арбитражного суда проверялась законность иного предписания.
Несогласие автора жалобы с выводами судов, оценкой, данной судебными инстанциями, имеющимся в деле доказательствам и с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в пределах предусмотренных санкцией части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление судьи Лобненского городского суда Московской области от 14 августа 2019 года, решение судьи Московского областного суда от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества "Торговые ряды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.