Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Серяпова М.Ю. на решение Видновского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Серяпова М.Ю. к территориальной избирательной комиссии города Видное Московской области об отмене решения о регистрации Стрельникова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 14.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, письменное заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никоноровой О.Е, полагавшей, что решение и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
Серяпов М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии города Видное Московской области (далее - ТИК города Видное) от 1 ноября 2020 года N 76/1 о регистрации Стрельникова А.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 14. В обоснование административного иска указал, что решением Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области от 28 сентября 2020 года N 15/3 назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу N 14 на 20 декабря 2020 года.
Серяпов М.Ю, зарегистрированный 30 октября 2020 года кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по тому же одномандатному избирательному округу, основание регистрации - выдвижение избирательным объединением Ленинское городское отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - Ленинское отделение МООПП "КПРФ") не согласен с решением ТИК города Видное от 1 ноября 2020 года N 76/1 о регистрации Стрельникова А.В. кандидатом в депутаты на предстоящих выборах по одномандатному избирательному округу N 14, указав на то, что кандидат Стрельников А.В. в заявлении о согласии баллотироваться неверно указал сведения о профессиональном образовании в части уровня профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); не представил документ об оплате подписных листов; первый финансовый отчет не соответствует утвержденной федеральным законом форме, в нем не указано - филиал " "данные изъяты"", неправильно назван банк - ПАО "данные изъяты", соответственно неправильно указан адрес филиала, не заполнены строки 40, 50, 60, 80, 90, 100, 110, 130-180, 210-280, что свидетельствует о недостоверности сведений в отчете; отсутствует справка банка, подтверждающая остаток на счету. Также, по мнению административного истца, имелись и иные нарушения, препятствующие регистрации Стрельникова А.В, а именно: подписные листы не соответствуют форме, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Все подписи собраны у лиц, не проживающих в округе N 14, то есть не обладающих активным избирательным правом в данном округе, во всех строках подписных листов отсутствует наименование субъекта Российской Федерации, а именно Московская область и город Видное, неправильно указаны населенные пункты Ленинского городского округа: в подписных листах N 1 (строка 1, 4); N 2 (строка 1- 4); N 3 (строка 3, 4, 5); N 4 (все строки); N 5 (строка 2-5) - должно быть указано "рабочий поселок Горки Ленинские", указано "п." либо "пос."; названия - "ул.Ш.Новое" в перечне округа N 14 отсутствует; в подписных листах N 1 (строка 1-3); N 2 (строка 1, 5); N 3 (строка 1, 2); N 4 (все строки); N 5 (строка 1, 3, 4) - год указан "20" вместо "2020", что позволяет сомневаться в точности указания года. Полагает, что подписи собирались у избирателей по принуждению должностными лицами, а подписи избирателей в подписных листах N 2, N 4, N 5 внесены позже подписей лица, осуществляющего сбор подписей, и кандидата, все подписи являются недействительными ввиду неверного указания адресов избирателей, их неясности и наличия исправлений в подписных листах, а также заполнения некоторых строк подписных листов одним и тем же лицом и ТИК города Видное.
Решением Видновского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 декабря 2020 года, в удовлетворении требований Серяпова М.Ю. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 декабря 2020 года, Серяпов М.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Административный истец, повторяя позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, также указывает на нарушение порядка сбора и внесения подписей, а также отражения в подписных листах обязательных для отражения сведений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). В части проведения выборов на территории Московской области - Закона Московской области от 4 июня 2013 года N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (далее - Закон Московской области N 46/2013-ОЗ).
Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Материалами дела установлено, что Совет депутатов Ленинского городского округа решением от 28 сентября 2020 года N 15/3 назначил дополнительные выборы депутата Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу N 14 на 20 декабря 2020 года.
Решением ТИК города Видное Московской области от 1 ноября 2020 года N 76/1 Стрельников А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу N 14 на выборах, назначенных на 20 декабря 2020 года.
Серяпов М.Ю, зарегистрированный 30 октября 2020 года кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по тому же одномандатному избирательному округу, выдвинут избирательным объединением Ленинское городское отделение МООПП " "данные изъяты"".
Стрельников А.В. уведомление о выдвижении кандидатом представил в избирательную комиссию 15 октября 2020 года, а 24 подписи избирателей собраны 20-21 октября 2020 года, заверены лицом, осуществлявшим сбор подписей, и кандидатом 23 октября 2020 года, то есть в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства. Подписи поставлены избирателями, имеющими постоянное место жительства в пределах одномандатного избирательного округа N 14.
В материалах дела имеются копии данных из системы ГАС "Выборы", которые полностью подтверждают достоверность персональных данных избирателей, поставивших свои подписи в поддержку кандидата, в том числе в части нахождения их адресов места жительства в границах избирательного округа N 14, что установлено судами при рассмотрении дела. Сокращения в адресах избирателей соответствуют решению территориальной избирательной комиссии от 5 сентября 2019 года N 5/1 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области" (в редакции от 20 сентября 2019 г. N 6/1). Форма подписных листов, представленных кандидатом Стрельниковым А.В. в избирательную комиссию, не нарушена.
В ходе проверки рабочей группы подписных листов, представленных Стрельниковым А.В, принимал участие эксперт, который по результатам проверки подписных листов составил заключение, ответив на поставленные перед ним избирательной комиссией вопросы, которыми опровергаются доводы административного истца о том, что часть подписей выполнена одним и тем же лицом. Иных доказательств, в подтверждение указанных доводов в материалах дела не имеется.
В силу части 9 статьи 23 Закон Московской области N 46/2013-ОЗ при выборах депутатов Советов депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 5 этой статьи, а именно справку о доходах и расходах своих, своей супруги и несовершеннолетних детей.
Согласно схеме одномандатных избирательных округов, средняя норма представительства избирателей по одномандатному избирательному округу N 14 не превышает пяти тысяч избирателей, следовательно, справку о доходах и расходах своих, своей супруги и несовершеннолетних детей, кандидат не должен был представлять.
Представленная кандидатом Стрельниковым А.В, форма первого финансового отчета соответствует форме, установленной Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 22 июня 2017 года N 26/234-6, содержит сведения об израсходованных средствах, внесенных кандидатом на специальный избирательный счет на организацию сбора подписей, что является достаточным для подтверждения факта оплаты подписных листов из средств избирательного фонда. Данный факт также подтверждается выпиской из лицевого счета кандидата, полученной от публичного акционерного общества "Сбербанк России". Кроме того, кандидатом была представлена выписка из лицевого счета, где указано, что денежные средства были внесены лично кандидатом и сняты для изготовления подписных листов. Остаток средств избирательного фонда на дату сдачи отчета был заверен банковской справкой (выписка из лицевого счета). Поскольку действующее законодательство не содержит требований к форме такой справки, то в качестве таковой может служить любой документ, содержащий необходимые сведения (остаток средств), выдаваемый соответствующим банковским учреждением.
Доказательств того, что подписи избирателей собирались под принуждением и лицом, не обладающим правом сбора подписей, административным истцом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
В силу пункта 2 статьи 33 Федеральный закон N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, вместе с которым представляет пакет документов, перечень которых содержится в пункте 2.2 указанной статьи. Учитывая, что на момент рассмотрения 1 ноября 2020 года заявления Стрельникова А.В. о регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу N 14, в избирательной комиссии имелись все необходимые документы, какие-либо недостатки в представленных документах не были выявлены, то оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты на основании пункта 24 статьи 38 Федеральный закон N 67-ФЗ у избирательной комиссии не имелось. В связи с чем, суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Зарегистрированный кандидат Серяпов М.Ю, заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, намерен исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого кандидата принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем, исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства, по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.
Исходя из системного толкования предписаний, содержащихся в статье 46 и части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец по делам о защите избирательных прав в случае оспаривания решения о регистрации другого кандидата обязан доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, свидетельствующих о незаконности регистрации кандидата, в данном случае Стрельникова А.В.
При указанных обстоятельствах, учитывая обстоятельства дела и нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судебная коллегия полагает выводы судов нижестоящих инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
По своей сути, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам подателя жалобы, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Видновского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Серяпова М.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.