Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО7 и ФИО8 на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 октября 2020 года по административному исковому заявлению ФИО9 и ФИО10 к министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО11 и ФИО12 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия в проведении проверки соблюдения жилищного законодательства.
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются пользователями жилого помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" на основании ордера КЭЧ "адрес" Приволжского военного округа от 10 декабря 1980 года N, выданного ФИО13
27 февраля 2020 года произошло залитие жилого помещения, в котором они проживают. В этот же день административные истцы обратились в аварийно-диспетчерскую службу ООО "Единый расчётный центр жилищно-коммунального хозяйства" с сообщением об аварийной ситуации в квартире, которое оставлено без исполнения, аварийная ситуация с протечкой крыши не была устранена.
13 марта 2020 года комиссией общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - ООО "ГУЖФ") был составлен акт осмотра жилого помещения, которым подтверждён факт залития, однако, какие-либо действия по устранению причин протечки кровли ООО "ГУЖФ" не предприняло.
06 марта 2020 года в связи с тем, что управляющая организация не приняла мер по устранению причин протечки кровли, ФИО14 обратился с заявлением в Управление государственной жилищной инспекции министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, в котором просил осуществить проверку (с выездом на место возникновения аварийной ситуации) на предмет соблюдения управляющей организацией жилищного законодательства по надлежащему исполнению обязанностей по управлению многоквартирным домом, в частности, в связи неустранением причин протечки кровли над жилым помещением, в котором они проживают.
Письмом от 21 апреля 2020 года N министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия отказал ФИО15 в проведении внеплановой проверки, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение внеплановых проверок допускается только, если основаниями для их проведения являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а заявление ФИО16 не содержит указания на данные факты.
Административные истцы считают данный отказ незаконным, поскольку необоснованно был продлён срок рассмотрения заявления и из сути заявления усматривается сообщение об угрозе здоровью проживающих в жилом помещении в связи с повышенной влажностью и затхлым запахом в нём из-за промокших стен.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 октября 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 декабря 2020 года ФИО17 и ФИО18 через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в судах первой и апелляционной инстанций и сводятся к тому, что
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, 06 марта 2020 года ФИО19 обратился с жалобой в электронном виде в Управление государственной жилищной инспекции министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, в которой указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
27 февраля 2020 года произошло затопление жилого помещения, в котором проживает ФИО20, в связи с чем, заявитель обратился в аварийно-диспетчерскую службу ООО "Единый расчётный центр жилищно-коммунального хозяйства" с сообщением об аварийной ситуации в его квартире, которое оставлено без исполнения, аварийная ситуация с протечкой крыши не была устранена.
13 марта 2020 года комиссией ООО "ГУЖФ" был составлен акт осмотра жилого помещения, однако какие-либо действия по устранению причин протечки кровли ООО "ГУЖФ" не предприняло, в связи с чем, 06 марта 2020 года ФИО21 обратился с заявлением в Управление государственной жилищной инспекции министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия и просил осуществить проверку (с выездом на место возникновения аварийной ситуации) на предмет соблюдения жилищно-коммунального законодательства управляющей организацией по надлежащему исполнению обязанностей по управлению многоквартирным домом, в том числе, в связи неустранением причин протечки кровли над жилым помещением.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия по данной жалобе были предприняты меры для проведения проверки, что подтверждается приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия N 306 от 11 марта 2020 года о проведении выездной проверки в отношении ООО "ГУЖФ" в срок с 11 марта 2020 года по 03 апреля 2020 года (с проведением мероприятий по оценке технического состояния кровли многоквартирного дома по заявленному в жалобе адресу), уведомлением от 16 марта 2020 года и от 26 марта 2020 года, направленных ООО "ГУЖФ" о проведении внеплановой проверки.
Письмом от 01 апреля 2020 года N министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия сообщил ФИО22 о продлении срока рассмотрения его жалобы до 24 апреля 2020 года в связи с реализацией Указа Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 года N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-2019".
Письмом от 21 апреля 2020 года N министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия отказало ФИО23 в проведении внеплановой проверки, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2020 года N "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение внеплановых проверок допускается только, если основаниями для их проведения являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а заявление ФИО24 не содержит указания на данные факты.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности отказа в проведении внеплановой выездной проверки по обращению ФИО25
Суд апелляционной инстанции признал такой вывод суда соответствующим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении закона, и, руководствуясь частью 4.2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом 1 пункта 10 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия N 580 от 31 октября 2017 года, положений постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия не имело полномочий на проведение внеплановой выездной проверки по обращению ФИО26 поскольку в этом обращении не указываются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судебная коллегия кассационной инстанции с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы судебных инстанций полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, основанные на неверном толковании закона, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО27 и ФИО28 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.