Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дмитровскому районному отделению Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" о приостановлении деятельности
по кассационной жалобе Дмитровского районного отделения Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" на решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Князькова М.А, выслушав прокурора Дедова С.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дмитровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Дмитровскому районному отделению Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" о приостановлении деятельности.
Свои требования истец мотивировал тем, что во исполнение поручения прокуратуры Московской области городской прокуратурой в ноябре 2019 г. проведена проверка исполнения требований действующего законодательства со стороны стрелково-стендового комплекса, расположенного на территории "адрес", принадлежащего на праве собственности Дмитровскому районному отделению межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов".
В ходе проведенной проверки установлено, что в 1961 г. Дмитровскому районному обществу охотников в пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 3 га для организации стрелкового стенда и охотничьего домика.
Между администрацией Дмитровского муниципального района "адрес" и Дмитровским районным отделением межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи.
Земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - под стрелково-охотничий стенд.
Право собственности ответчика на земельный участок зарегистрировано 16 июня 2010 г.
Стрелково-стендовому комплексу ГУ МВД России по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на хранение и использование оружия сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Стрельбы проводятся согласно утвержденному графику из "данные изъяты" до "данные изъяты" калибра.
Хранение оружия и патронов на территории стенда отсутствует.
Основанием для продления разрешения на хранение и использование оружия явилось, в том числе, заключение по санитарным нормам N. "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ
17 октября 2019 г. ответчик привлечен Дмитровским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по "адрес" к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за допущенное нарушение превышения уровня шума в жилом помещении жилого "адрес", расположенного в непосредственной близости от стрелково-стендового комплекса.
Ответчику назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты" руб.
У ответчика не разработан и как следствие отсутствует проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, требования к разработке которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны".
В связи с этим, Дмитровским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано предписание об устранении нарушений в части установления санитарно-защитной зоны для стрелкового стенда с учетом эксплуатации всех источников воздействия на окружающую среду и обеспечения нормативного уровня шума в жилых помещениях жилого "адрес".
Срок выполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ
До настоящего времени ответчиком проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для стрелкового стенда не разработан и отсутствует.
В рамках административного расследования ФБУЗ " "данные изъяты"" в "адрес" проведены замеры уровней шума в жилом помещении жилого "адрес". Согласно экспертному заключению ФБУЗ "данные изъяты"" результаты инструментальных измерений уровней шума проведенных по адресу: "адрес" не соответствует требованиям пункта 6.1, приложения 3, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 6.3 таблица 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", а именно: эквивалентный уровень звука превышает допустимый уровень для дневного времени суток на 12 0, 81 дБА и составляет 52 0, 81дБА при нормативном значении 40 дБА, а максимальный уровень звука превышает допустимый уровень для дневного времени суток 9 0, 81 дБА и составляет 64 0, 81 дБА при нормативном значении 55 дБА. Вина ответчика заключается в том, что он, имея возможность для исполнения требований законодательства, совершил правонарушение не приняв всех возможных мер для соблюдения санитарного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по "адрес" ответчику в лице его руководителя выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно, предписано установить санитарно-защитную зону для стрелкового стенда, расположенного по адресу: "адрес", с учетом эксплуатации всех источников воздействия на окружающую среду и обеспечить нормативный уровень шума в жилых помещениях жилого дома и на прилегающей жилой застройки жилого "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровской городской прокуратурой в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности и об оружии.
Представление рассмотрено с участием сотрудника прокуратуры, признано подлежащим удовлетворению.
Из ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что замечания указанные в представлении полностью ответчиком устранены.
Однако проверкой установлено, что в настоящее время требования санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся установлении санитарно-защитной зоны для стрелкового стенда с учетом эксплуатации всех источников воздействия на окружающую среду и обеспечении нормативного уровня шума в жилых помещениях жилого дома и на прилегающей жилой застройки жилого "адрес" не выполнены.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком также не исполнено предписание Дмитровского отдела Управления Роспотребнадзора по "адрес".
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 25 июня 2020 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 сентября 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Дмитровское районное отделение Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка и в соответствии с решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "адрес" обществу охотников в пользование был предоставлен земельный участок общей площадью 3 га для организации стрелкового стенда и охотничьего домика.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Дмитровского муниципального района и Дмитровским районным отделением Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" был заключен договор купли-продажи данного земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под стрелково-охотничий стенд.
В период с 14 сентября 2019 г. по 4 октября 2019 г. на основании определения N от ДД.ММ.ГГГГ Дмитровского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по "адрес" о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования проведено административное расследование в отношении "адрес" отделения Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" (далее по тексту - ДмРООиР). По результатам проверки в отношении ДмРООиР составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по статье 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушения законодательства обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Дмитровским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по "адрес" ДмРООиР выдано предписание N, в соответствии с которым ДмРООиР было предписано устранить нарушения обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического законодательства выявленных в ходе административного расследования, а именно, установить санитарно-защитную зону для стрелкового стенда расположенного по адресу: "адрес", с учетом эксплуатации всех источников воздействия на окружающую среду; обеспечить нормативный уровень шума в жилых помещениях жилого дома и на прилегающей жилой застройки жилого "адрес", в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Предписание было вручено председателю ДмРООиР ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения административного дела в отношении ДмРООиР Дмитровским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по "адрес" вынесено постановление N о привлечении ДмРООиР к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении административного штрафа в размере "данные изъяты" руб. Данный штраф ДмРООиР оплачен, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Кроме этого, судами установлено, что в ходе административного расследования в отношении ДмРООиР, установлено, что на земельном участке площадью 3, 6 га, по адресу: "адрес" располагается стрелковый стенд, и граничит с западной стороны с территорией "данные изъяты" - частные жилые дома, с юго-восточной - земли гослесфонда, с южной стороны территория "данные изъяты"".
На территории стрелкового стенда расположены - дом охотника, служебное помещение, гараж, хозяйственная постройка, подсобное помещение, туалет, контейнерная площадка на 1 контейнер, гостевая автостоянка, "данные изъяты"
Размер санитарно-защитный зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не регламентирован. Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 - для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для стрелкового стенда ДмРООиР не разработан до настоящего времени, что является нарушением требований пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Кроме этого, в рамках административного расследования была назначена и проведена экспертиза ФБУЗ " "данные изъяты"" в "адрес".
Согласно экспертного заключения N-Э от ДД.ММ.ГГГГ результаты инструментальных измерений уровней шума проведенных по указанному выше адресу не соответствует требованиям пункта 6.1, приложения 3, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункта 6.3. таблица 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", а именно, эквивалентный уровень звука превышает допустимый уровень для дневного времени суток на "данные изъяты" дБА и составляет "данные изъяты" дБА при нормативном значении 40 дБА, а максимальный уровень звука превышает допустимый уровень для дневного времени суток на "данные изъяты" дБА и составляет "данные изъяты" дБА при нормативном значении 55 дБА.
Из показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО5 следует, что он с 2018 г. проживает в жилом "адрес" расположенном на земельном участке, который граничит со стрельбищем. Были обращения в полицию, по факту попадания дроби в людей, находящихся на его участке. От дроби имеются повреждения дома, сколы краски. Какие-либо работы на своем участке ответчик не производил, только сотрудники натянули защитную фасадную сетку, поставили на место забор, который сдуло ветром.
ДД.ММ.ГГГГ председателю ДмРООиР ФИО7 Дмитровской городской прокуратурой выдано представление об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, об оружии.
Данное представление выдано ответчику по результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения ДмРООиР требований действующего законодательства.
Проверкой установлено, что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для стрелкового стенда ДмРООиР не разработан и отсутствует.
Кроме этого, выходом на место установлено, что стенд оборудован шумозащитным экраном по направлению стрельбы - север, северо-восток. Высота экрана составляет от 9 до 4 м. Расстояние по направлению стрельбы 120 м. Стрельба осуществляется по направлению к жилым домам "адрес". Однако осмотром установлено, что шумозащитный экран, расположенный со стороны жилых домов имеет неравномерную высоту, частичное отсутствие элементов шумозащитной конструкции. Кроме этого, над шумопоглощающими элементами имеется сетка тканевого типа. Между указанными элементами имеется незащищенное от попадания дроби пространство высотой около 50 см. Указанные обстоятельства исключают прямое попадание дроби в людей и какие-либо объекты за его пределами, но не исключают попадания дроби на территорию земельных участков, расположенных вблизи стенда.
В ответе ДмРООиР от ДД.ММ.ГГГГ Дмитровской городской прокуратуре указано, что ответчик учел все замечания представления от ДД.ММ.ГГГГ и полностью их устранил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 11, 23, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 3.4 СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96, учитывая показания свидетеля, отсутствие доказательств исполнения предписания N Дмитровского Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и представления от ДД.ММ.ГГГГ N Дмитровской городской прокуратуры, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку ДмРООиР нарушает требования действующего законодательства, имея возможность исполнить требования законодательства, не принимает необходимые меры для соблюдения санитарного законодательства.
При этом суд, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, правомерно сделал вывод о наличии оснований для приостановления деятельности ответчика на объекте стрелково-стендового комплекса.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нарушений процессуального закона не допущено, юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным сторонами доказательствам, имеющим значения для рассмотрения дела, дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что для открытого тира-стрельбища санитарно-защитная зона не устанавливается несостоятельны, не свидетельствуют об отсутствии нарушений действующего законодательства и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Противоречат положениям закона и доводы кассационной жалобы о том, что нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не применимы к действующим объектам и производствам, поскольку указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормы распространяются на все источники воздействия на среду обитания и здоровье человека, предназначены для физических и юридических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили оценку, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дмитровского районного отделения Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.