Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 8 февраля 2021 года гражданское дело по иску Топчиевой Ирины Михайловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области
на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 5 августа 2020 года по гражданскому делу N 2-366/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 ноября 2020 года по гражданскому делу N 33-3193/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, установила:
Топчиева И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 5 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 ноября 2020 года, исковые требования Топчиевой И.М. удовлетворены частично: за Топчиевой И.М. признано право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях"; на ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) возложена обязанность назначить Топчиевой И.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона РФ "О страховых пенсиях" с 15 августа 2018 года, включив в страховой и специальный стаж по Списку N 2 период работы с 1 сентября 2013 года по 31 июля 2016 года (за исключением отпусков без сохранения заработной платы), в страховой стаж периоды работы с 1 января 1997 года по 14 марта 1997 года, с 16 ноября 1997 года по 14 января 1998 года, с 16 января 1998 года по 14 марта 1998 года, с 16 ноября 1998 года по 14 апреля 1999 года, с 16 июня 1999 года по 30 июня 1999 года; с ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) в пользу Топчиевой И.М. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) ставит вопрос об отмене указанных судебных актов в части включения в специальный стаж периода работы с 1 января 2013 года по 31 августа 2013 года и признания права на досрочную страховую пенсию, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие оснований для включения спорного периода в специальный стаж, т.к. не представлены доказательства уплаты работодателем, расположенным на территории Республики Украины, дополнительного тарифа, выданные компетентными органами.
Поскольку судебные акты обжалуются в части включения в специальный стаж периода работы истца с 1 января 2013 года по 31 августа 2013 года в обособленном подразделении "Шахта имени Ф.Э. Дзержинского ООО "ДТЭК Ровенькиантрацит", оснований для проверки судебных актов в полном объеме судебной коллегией кассационного суда не имеется.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, 15 августа 2018 года Топчиева И.М. обратилась в ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - УПФР в г. Липецке от 7 марта 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Топчиевой И.М. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 8 лет, по подсчетам ответчика специальный стаж истицы по Списку N составил 5 лет 7 месяцев 2 дня.
ГУ - УПФР в г. Липецке Липецкой области не включен, в том числе, период работы Топчиевой И.М. с 1 сентября 2013 года по 31 января 2016 года в обособленном подразделении "Шахта имени Ф.Э. Дзержинского ООО "ДТЭК Ровенькиантрацит", в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату страховых взносов и уплаты дополнительных тарифов, специальной оценки условий труда.
Согласно материалам дела, Топчиева И.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала на территории Республики Украина.
Управлением Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в г. Ровеньки Топчиевой И.М. назначена и выплачивалась досрочная пенсия по старости, в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины по разделу I "Горные работы" подразделу "Открытые горные работы и работы на поверхности" пункт 1.1а с учетом результатов аттестации рабочих мест. Выплата пенсии прекращена, в связи с переездом в Российскую Федерацию.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года- даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Украина) и которые включаются в страховой и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж работы в тяжелых условиях), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения) включаются в случае уплаты страховых взносов.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Топчиевой И.М. в части включения в специальный и страховой стаж периода работы с 1 января 2013 года по 31 августа 2013 года и назначения досрочной пенсии по старости, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, справке о заработной плате для начисления пенсии N105 от 5 августа 2016 года, справки ТОО "ООО ДТЭК Ровенькиантрацит" обособленное подразделение Шахтуправление Ровеньское" от 6 сентября 2016 года, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод, что в спорный период истица работала в условиях полной занятости в должности машиниста конвейера, предусмотренной Списком N2 от 26 января 1991 года N 10, Пенсионным органом Луганской Народной Республики подтвержден факт уплаты работодателем необходимых страховых взносов в полном объеме.
Суды обоснованно исходили из того, что на дату обращения за назначением пенсии Топчиева И.М. имела необходимый страховой стаж и стаж работы в тяжелых условиях, достигла возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, пришли к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с 15 августа 2018 года.
В судебных актах приведено толкование норм материального права (Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ГУ-УПФР в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) в жалобе доводы об отсутствии у Топчиевой И.М. права на досрочное назначение пенсии, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 2 ноября 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.