Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черновой Н.В.
судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войкиной Л. Г, Старцева А. В. к администрации муниципального образования Щекинского района, администрации муниципального образования Яснополянское Щекинского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом, по кассационной жалобе третьего лица федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна"
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 26 августа 2020 г, заслушав доклад председательствующего Черновой Н.В, судебная коллегия
установила:
Войкина Л.Г, Старцев А.В. обратились в суд с иском к администрации МО Щекинского района, администрации МО "адрес" о признании права собственности на жилой дом.
В обоснование заявленных требований указали, что им на праве ощей долевой собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 1 200 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
На указанном земельном участке в соответствии с полученным в администрации муниципального образования Щекинского района Тульской области разрешением на строительство, ими возведен жилой дом.
Однако, управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на возведенный жилой дом, поскольку земельный участок под домом располагается в охранной зоне Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна". Истцы указали, что при приобретении земельного участка ограничений (обременения) в отношении него установлено не было.
Просили суд признать за истцами право общей долевой собственности (по 1/2 доли за каждым) на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 27 мая 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 26 августа 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
За Войкиной Л.Г, Старцевым А.В. признано право общей долевой собственности по 1\2 доли за каждым на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе третье лицо федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна" просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушением норм права.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что Старцев А.В, Войкина Л.Г. являются собственниками земельного участка, площадью 1 200 кв.м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Тульская область, Щекинский район, МО Яснополянское, дер.Телятинки, ул.Толстовская Дубрава, д.24 по ? доли в праве, на основании договора купли-продажи от 30 августа 2013 г.
Данный земельный участок состоит на кадастровом учете под номером: N с установлением границ в установленном законом порядке.
30 января 2018 г. Старцеву А.В. и Войкиной Л.Г. администрацией МО Щекинского района было выдано разрешение N71-RU 71522000-14-2018 на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 221, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из справки начальника управления архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации МО Щекинского района следует, что согласно Правилам землепользования и застройки МО Яснополянское, утвержденным решением Собрания депутатом МО Яснополянское от 20 декабря 2012 N60-279, данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 "Зона застройки индивидуальными жилыми домами усадебного типа", в которой допускается осуществлять индивидуальное жилищное строительство и вести личное подсобное хозяйство; земельный участок расположен вне границы достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. - начало XX в.
Также согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности указанный земельный участок расположен частично в границах охранной зоны объекта газоснабжения "Сооружение, протяженностью 12311, 91 м, инв. N N, лит. 1, в состав объекта входит ГРП N 4 лит. А - общ. площадью 24 кв.м, газопровод лит. 1, протяженностью 12311, 91 м; расположен вне границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. - начало XX в.".
Согласно техническому плану жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", был возведен в 2018 году. Общая площадь данного дома составляет 221, 3 кв.м.
19 марта 2018 истцы обратились в Управление Росреестра по Тульской области для регистрации права общей долевой собственности на указанный жилой дом.
Уведомлением Росреестра по Тульской области от 25 июля 2018 г. Старцеву А.В. и Войкиной Л.Г. отказано в государственной регистрации права, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом, входит в охранную зону ФГБУК "ГМПЗ "Музей- усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".
27 мая 1919 народным комиссариатом в отношении Ясной Поляны выдана охранная грамота, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие "исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства", в связи с чем, усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" была взята под охрану государства.
Решением Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1987 N 8-261 утверждена охранная зона вокруг ГМПЗ "Музей- усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна", создающая оптимальные условия для его сохранения в следующих границах: на северо-западе, и северо-востоке по лесным просекам, включая кварталы NN 75, 74, 73, 72, 76, 80, 85 (по трассе газопровода), 89, 94, 98 (по границе р. Воронка), 102, 106, 111 (по границе железной дороги), 112, 116, 117. Восточная и частично южная границы совпадают с трассой газопровода. Южная граница проходит вдоль кладбища, включая Кочаковский некрополь, далее южнее дер.Телятинки. Западной границей является трасса объездной автомагистрали Москва - Харьков.
Пунктом 2 указанного решения утверждены Правила застройки, благоустройства и содержания охранной зоны ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна".
В соответствии с п. 3 данных Правил, для исторических деревень Ясная Поляна, Грумант, Телятинки устанавливается запрещение нового строительства и реконструкции существующих зданий и сооружений.
Указом Президента Российской Федерации N 1847 от 6 ноября 1993 ГМПЗ "Музей- усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации N 176 от 20 февраля 1995 был утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. В данный перечень включен Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна".
Генеральный план ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 января 1988 N11.
Судом установлено, что спорный земельный участок образовался в 1992 году из земель совхоза "Яснополянский" и изначально не находился в населенном пункте дер. Телятинки.
Постановлением Правительства Тульской области от 16 октября 2013 г. N 544 "Об установлении границы территории объекта культурного наследия Федерального значения "Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, - Усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина ХIХ В. - начало ХХ в."как объекта градостроительной деятельности особого регулирования" исторически сложившаяся граница д. Телятинки вошла в границы территории объекта культурного наследия.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.222 ГК РФ, а также положениями Федерального Закона от 25 июня 2002 N73 -ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", учитывая решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1987 N 8-261 об утверждении охранной зоны вокруг ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна", пришел к выводу, что возведенный истцами жилой дом расположен на территории охранной зоны ФГБУК "Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", в которой запрещено всякое новое строительство, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований истцов.
При этом суд первой инстанции полагал не основанными на нормах закона и носящими предположительный характер изложенные в справке по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем истцам земельном участке выводы начальника управления архитектуры, земельных и имущественных отношений, администрации МО Щекинского района, о том, что при выдачи разрешения на строительство не учитывалось Решение N 8-261 от 24 апреля 1987 Тульского областного Совета народных депутатов "Об Утверждении Правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" по причине неоднозначного толкования прохождения границы охранной зоны, а также отсутствия в свободном доступе проекта генерального плана ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" и его охранных зон, утвержденного совместным постановлением коллегии министерства культуры РСФСР и Тульского областного исполнительного комитета N1-20 от 21 января 1987.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь ст. ст. 131, 209, 218, 219, 263 ГК РФ, ст.ст. 40, 42 ЗК РФ, разъяснениям, содержащимся в п. 59 постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ч.2 ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", исходил из того, что жилой дом построен истцами на основании выданного в установленном порядке разрешения на строительство, на принадлежащим им земельном участке, представленном для индивидуального жилищного строительства, без нарушений градостроительных и строительных норм и правил, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Войкиной Л.Г. и Старцева А.В. о признании за ними права собственности на жилой дом с кадастровым номером N общей площадью 221, 3 по адресу: "адрес", не имелось.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что на основании сведений МО Яснополянское и Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" принадлежащий истцам земельный участок и расположенный на нем жилой дом, не входят в границы Достопримечательного места.
Согласно сообщению инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия от 13 апреля 2020 N47-10/756, а также от 25 мая 2020 N47- 10/1038, данный объект недвижимости находится за пределами границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого - усадьба Ясная Поляна и ее окрестности, первая половина XIX в. - начало XX в.", утвержденной постановлением правительства Тульской области от 16 октября 2013 N 544.
Решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 24 апреля 1987 N 8-263 "Об утверждении правил застройки, благоустройства и содержания охранной зоны ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и решение Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 28 июля 1988 N 8-375 "О требованиях по соблюдению режима использования охранных зон ГМПЗ "Музей- усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" не содержат характерные точки с указанием координат границ охранных зон.
Границы охранных зон ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, а сопоставить расположение объекта недвижимости с кадастровым номером N с план-схемой территории охранных зон ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" не представляется возможным, в связи с тем, что план-схема разработана без учета какой-либо системы координат и идентификация характерных точек местности невозможна.
Исходя из представленного суду апелляционной инстанции и приобщенного к материалам гражданского дела в соответствии с п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" заключения эксперта ООО "Геоизыскания" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом общей площадью 221, 3 кв.м, возведенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", соответствует Градостроительным нормам и правилам, а также градостроительному плану. Экспертом также определено, что земельный участок с кадастровым номером 71:22:030109:106 находится за пределами территории охранной зоны ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".
Данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, и сомнений в законности не вызывают.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об особых охраняемых природных территориях".
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 34 этого же Федерального закона определено, что охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ пункт 1 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" дополнен абзацами третьим и четвертым, согласно которым в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта. Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ закреплено, что границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
При разрешении данного дела суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что границы зон охраны ГМПЗ "Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" не утверждены в соответствии с требованиями действующего законодательства, доказательства того, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне заповедника, не представлено суду.
Оценивая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия также считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель кассационной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен правильно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 26 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Тостого Ясная Поляна" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.