Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Асатиани Д.В.
судей Коробченко Н.В, Озерова А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каширского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению СИЗО-5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения СИЗО-5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области
на решение Каширского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 сентября 2020 года
заслушав доклад судьи Коробченко Н.В, прокурора Дедова С.Б, возражавшего по доводам кассационной жалобы, установила:
Каширский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной Каширской городской прокуратурой проверки установлено нарушение со стороны ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно осужденные, назначенные на должности поваров, кухонных рабочих, рабочих по обслуживанию бани, рабочих по стирке и ремонту спецодежды, допускаются к работе без прохождения необходимого медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке, оформления личных медицинских книжек установленного образца. Прокуратурой в адрес ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области по указанным фактам внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно ответа на представление ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N указанные требования прокурора не выполнены со ссылкой на отсутствие финансирования данных мероприятий.
В ответ на требование ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН России по Московской области направлен запрос на выделение денежных средств. Ранее также направлялись аналогичные запросы ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N. До настоящего времени ответ не поступил, выделение денежных средств не производилось. Учредителем ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области является УФСИН России по "адрес", действенных мер по надлежащей организации мероприятий, направленных на обеспечение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области, не принимается. Тем самым, наносится существенный вред правам и охраняемым законом интересам лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области, на обеспечение условий, гарантирующих безопасность и охрану здоровья, подрывая авторитет государства, в связи с неосуществлением в полном объеме мер по профилактике санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории городского округа Кашира Московской области.
На основании изложенного, истец просил суд обязать ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить прохождение необходимого медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки, аттестации, оформление личных медицинских книжек в отношении осужденных, назначенных на должности поваров, кухонных рабочих, рабочих по обслуживанию бани, рабочих по стирке и ремонту спецодежды.
Решением Каширского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года исковые требования Каширского городского прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 сентября 2020 года решение Каширского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ СИЗО-5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений по основаниям нарушения норм материального и процессуального закона.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор полагает выводы судебных инстанций законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении дела судебными инстанциями допущены не были.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проведенной Каширской городской прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области внесено представление N об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившихся в назначении и допуске к работе на должности поваров, кухонных рабочих, рабочих по обслуживанию бани, рабочих по стирке и ремонту спецодежды осужденных лиц, без прохождения необходимого медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке, без оформления личных медицинских книжек установленного образца.
Из протокола заседания совещания ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанные в ходе прокурорской проверки нарушения возникли в результате отсутствия финансирования.
Согласно ответа ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по МО N от ДД.ММ.ГГГГ в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений направлен запрос в адрес УФСИН России по МО о выделении денежных средств, ответ на который не был дан.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 101 УИК Российской Федерации, СанПиН 2.3.6.1079-01, утвержденными Главным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт нарушения ответчиком законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в подведомственном учреждении, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, которые распространяются на все действующие организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы, у судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104 УИК РФ).
Как следует из абзаца второго статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из названного кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Частью 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 1, абзацем одиннадцатым части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Вышеназванные положения действующего законодательства, а также "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года являются обязательными для исполнения учреждениями исполнения наказания при решении вопросов привлечения осужденных лиц к труду на должности поваров, кухонных работников, работников по обслуживанию бани, по стирке и ремонту спецодежды.
Применительно к вышеприведенным нормам действующего законодательства, судебные инстанции, установив со стороны ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Московской области привлечение к труду осужденных на должности поваров, кухонных работников, работников по обслуживанию бани, по стирке и ремонту спецодежды в отсутствие медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, без оформления медицинских книжек, правильно пришли к выводу о том, учреждение является ответственным лицом по выполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обоснованно возложили на учреждение исполнить соответствующую обязанность.
Доводы кассационной жалобы о вмешательстве в деятельность главного распорядителя средств федерального бюджета судебной коллегией отклоняются, поскольку прокурором требований к ФСИН России не предъявлялось, вопрос финансового обеспечения исполнения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не являлся предметом рассмотрения настоящего дела.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения СИЗО-5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.