Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Галенкевич Яны Сергеевны на постановление мирового судьи судебного участка N2 Правобережного района г. Магнитогорска от 02 марта 2020 года, решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 06 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела кадров государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" Галенкевич Яны Сергеевны, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Правобережного района г. Магнитогорска от 02 марта 2020 года (N3-21/2020), оставленным без изменения решением судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 06 мая 2020 года (N12-86/2020), начальник отдела кадров государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" (далее - ГБОУ ВО ЧО "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки", учреждение) Галенкевич Я.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившие в законную силу судебные акты, Галенкевич Я.С. просит их отменить и прекратить производство по делу, ограничившись объявлением устного замечания.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что Галенкевич Я.С. является начальником отдела кадров ГБОУ ВО ЧО "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки", на основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу N200-к п.2 от 01 октября 2010 года (л.д.34), приказом ректора учреждения N44-О от 19.02.2018 года на Галенкевич Я.С. возложена обязанность по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти о заключении или прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (л.д.38).
При рассмотрении дела установлено, что Галенкевич Я.С. в нарушение требования пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ не предприняла мер по уведомлению в трехдневный срок с даты прекращения 30.06.2019 года трудового договора с гражданкой "данные изъяты" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, направив данное уведомление лишь 09.07.2019 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Галенкевич Я.С. протокола об административном правонарушении и привлечения ее к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и они подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 11.11.2019 года (л.д.1), письменными объяснениями Галенкевич Я.С. (л.д.2, 59), рапортом должностного лица (л.д.3), уведомлением о расторжении договора (л.д.4-6), сопроводительным письмом от 09.07.2019 года о направлении уведомления (л.д.7), трудовым договором N393/18 от 01.10.2018 года (л.д.8), выпиской из приказа о приеме на работу N201-к п.2 от 01.10.2018 года (л.д.10), выпиской из приказа N372-к п.1 от 28.06.2019 года о прекращении (расторжении) трудового договора (л.д.11), справкой от 01.11.2019 года N71 (л.д.33), приказом от 01.10.2010 года N200-к п.2 (л.д.33), должностной инструкцией (л.д.37), приказом N44-О от 19.02.2018 года (л.д.38), копиями паспорта иностранного гражданина (л.д.41), сведениями СПО "Мигрант-1" (л.д.42-54), а также иными материалами дела, которым при рассмотрении дела судьями нижестоящих судебных инстанций была дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований ставить под сомнение выводы судей о доказанности виновности начальника отдела кадров ГБОУ ВО ЧО "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" Галенкевич Я.С. в совершении административного правонарушения не имеется. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Действия Галенкевич Я.С, имевшей возможность для соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации, но не принявшей для этого все зависящие от неё меры, квалифицированы по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и миграционного законодательства.
Порядок и срок давности привлечения Галенкевич Я.С. к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием Галенкевич Я.С, в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации разъяснены, копия протокола вручена. В объяснении к протоколу Галенкевич Я.С. указала на согласие с изложенными в нем сведениями.
Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
В тоже время, в настоящем случае имеются основания для изменения принятых по делу актов.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, в части характера административного правонарушения (уведомление было направлено в уполномоченный орган, пропуск срока незначителен, на момент выявления правонарушения уведомление было получено), отсутствие в материалах дела объективных сведений о наступлении каких-либо вредных последствий в результате действий Галенкевич Я.С, а также особый статус иностранного гражданина в сфере трудоустройства как гражданина государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор, могут быть оценены как обстоятельства, характеризующие малозначительность деяния. Каких-либо доказательств, применительно к обстоятельствам настоящего дела, о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений не представлено.
С учетом вышеприведенных правовых положений, оценив обстоятельства дела, считаю возможным освободить Галенкевич Я.С. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, с учетом положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, постановление мирового судьи судебного участка N2 Правобережного района г. Магнитогорска от 02 марта 2020 года (N3-21/2020) и решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 06 мая 2020 года (N12-86/2020) подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с малозначительностью совершенного Галенкевич Я.С. административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Правобережного района г. Магнитогорска от 02 марта 2020 года (N3-21/2020), решение судьи Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 06 мая 2020 года (N12-86/2020), вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела кадров государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки" Галенкевич Яны Сергеевны, отменить.
Производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить Галенкевич Яне Сергеевне устное замечание.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.