Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ефимовских Натальи Ивановны на решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года, вынесенные по административному делу N 2а-411/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области к Ефимовских Наталье Ивановне о взыскании страховых взносов, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав Ефимовских Н.И, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее по тексту - МИФНС России N 22 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ефимовских Н.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26545 рублей, пени в размере 130, 29 рублей, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 28, 66 рублей.
В обоснование требований указано, что административный ответчик Ефимовских Н.И. является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Задолженность по страховым взносам за 2018 год в установленный законом срок не погашена, в связи с чем Ефимовских Н.И. направлено требование об уплате страховых взносов, пени N 42 от 29 января 2019 года, предоставлен срок для добровольного исполнения до 26 марта 2019 года. Требование в добровольном порядке Ефимовских Н.И. не исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены с указанным административным исковым заявлением в суд.
Решением Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 26 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года, административные исковые требования МИФНС России N 22 по Свердловской области удовлетворены частично, с Ефимовских Н.И. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в сумме 5840 рублей, пени в сумме 28, 66 рублей, в удовлетворении требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год и пени отказано.
В поданной 04 декабря 2020 года кассационной жалобе, Ефимовских Н.И, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение районного суда и апелляционное определение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России N22 по Свердловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе адвокаты.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, помимо прочего, за расчетный период 2018 года уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено при рассмотрении дела, Ефимовских Н.И. осуществляет деятельность в качестве адвоката и состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N22 по Свердловской области.
По сведениям ИФНС N10 по г. Москве адвокат Ефимовских Н.И. на учете в указанной инспекции не состоит, начисление страховых взносов на ОПС и ОМС за 2018 год не производилось, карточка расчета с бюджетом по страховым взносам на нее не открывалась, от уплаты страховых взносов не освобождалась. Столичной коллегией адвокатов на запрос суда дан ответ, что страховые взносы за адвоката Ефимовских Н.И. коллегией не уплачивались из-за отсутствия полномочий.
В спорный период (2018 год) административный ответчик была зарегистрирована и проживала в г. Каменске-Уральском. Сведениями налогового органа подтверждено, что Ефимовских Н.И. 10 марта 2010 года поставлена на учет в Межрайонной ИФНС России N22 по Свердловской области, ранее была поставлена на учет 05 октября 2004 года. В связи с чем, адвокат Ефимовских Н.И. обязана была уплачивать страховые взносы по требованию Межрайонной ИФНС России N22 по Свердловской области.
Согласно справке серии МСЭ 2004 N0398542 Ефимовских Н.И. является "данные изъяты" "данные изъяты". Удостоверение N59497 подтверждает, что она является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Из карточек расчета с бюджетом следует, что в установленный законодательством срок, уплата страховых взносов за 2018 год адвокатом Ефимовских Н.И. не произведена.
Налоговым органом в адрес Ефимовских Н.И. направлено требование N42 по состоянию на 29 января 2019 года об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 за 2018 год в сумме 5840, 00 рублей и пени в сумме 28, 66 рублей, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2018 год в сумме 26 545, 00 рублей и пени в сумме 130, 29 рублей. Данное требование направлено по адресу, где была зарегистрирована Ефимовских Н.И. Указанное требование Ефимовских Н.И. в указанный в нем срок (до 26 марта 2019 года) не исполнено, задолженность по страховым взносам не погашена.
В связи с неисполнением требования, налоговый орган в установленный законом срок обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. 31 июля 2019 года мировым судьей судебного участка N1 Синарского судебного района г. Каменска-Уральского Свердловской области вынесен судебный приказ.
Как обосновано установлено судами, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Ефимовских Н.И. страховых взносов было подано на суммы задолженности за 2018 год. После отмены 27 ноября 2019 года в связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа от 31 июля 2019 года у административного истца возникло право на обращение в суд с этими же требованиями. С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в установленный срок - 03 февраля 2020 года.
Кроме того, судами при проверке доводов административного ответчика установлено, что в Синарский районный суд налоговый орган обращался с административными исковыми требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам за иной, по сравнению с настоящим делом, период (2017 год), в связи с неисполнением иного выставленного налоговым органом требования, ранее административный иск о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год не подавался, и судом не рассматривался.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год и пени на указанную задолженность, суд учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 28.01.2020 N 5-П, применительно к установленному факту того, что Ефимовских Н.И. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468- 1.
В настоящей жалобе, с учетом изложенных в ней доводов, Ефимовских Н.И. оспаривается решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части удовлетворения требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 28, 66 рублей.
Удовлетворяя требования административного иска в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 28, 66 рублей, суд первой инстанции проверил представленные административным истцом расчеты задолженности, порядок и срок направления требования, срок обращения в суд, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, оставив решение без изменения.
Вопреки доводам жалоб оснований полагать, что при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального процессуального прав, которые привели к принятию незаконных решений, в части незаконного и необоснованного взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год и пени, не усматривается.
Вопрос соблюдения порядка и срока обращения в суд был предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, которыми установлены необходимые при этом обстоятельства (и факт направления требований в установленном порядке, и соблюдение положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в части срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены срока обращения в суд). Проверен и отклонен довод об аналогичном обращении с требованиями в иной суд, в связи с тем, что указанное заявителем административное исковое заявление касалось иных предмета и основания.
Доводы об осуществлении деятельности в качестве адвоката осуществляется в некоммерческой общественной организации "Столичная коллегия адвокатов" г. Москвы, об отсутствии сообщений от адвокатской палаты с учетом полученных ответов на запросы, признаны судами несостоятельными, ими обоснованно установлено, что адвокат Ефимовских Н.И. обязана уплачивать страховые взносы по требованию Межрайонной ИФНС России N22 по Свердловской области.
Вопреки доводам жалобы судами сделаны правильные выводы, что статус военного пенсионера, не освобождал Ефимовских Н.И. от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Доводы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств судов первой и апелляционной инстанций, с их выводами об установленных обстоятельствах дела не является основанием для кассационного пересмотра судебных актов в удовлетворенной части требований, поскольку предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в указанной части в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 26 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ефимовских Натальи Ивановны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 04 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.