Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-10/2020 по иску Волкова Александра Сергеевича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, возложении обязанности назначить и выплачивать компенсацию в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности по выплате пенсии, по ежемесячным денежным выплатам, взыскании убытков, по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя истца Федоровой С.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Волков А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области), Территориальному отраслевому исполнительному органу Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 12 (далее по тексту - Управление социальной политики) о взыскании денежных сумм, выплата которых была необоснованно прекращена, в связи с неправомерным изменением причины инвалидности.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 04 июня 1987 года по 05 октября 1987 года он привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (далее по тексту - ЧАЭС), что повлекло за собой причинение вреда его здоровью. 18 апреля 1990 года ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. 22 октября 1991 года ему впервые установлена инвалидность третьей группы вследствие заболевания, полученного на ЧАЭС, с указанной даты он являлся получателем пенсии по инвалидности, а также денежных выплат в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 28 октября 1996 года и 20 декабря 2001 года он проходил очередные переосвидетельствования, по результатам которых группа и причина инвалидности подтверждались. При очередном освидетельствовании в Бюро МСЭ 12 октября 2006 года была подтверждена инвалидность третьей группы, но изменена причина инвалидности на "общее заболевание", хотя диагноз остался прежним. В связи с этим Управлением социальной политики отказано в замене удостоверения лица, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС старого образца, выданного истцу 28 июля 1994 года Свердловским облвоенкоматом, на удостоверение нового образца. С 01 ноября 2006 года ему прекращено предоставление соответствующих льгот и компенсаций. Также с 01 ноября 2006 года истцу прекращена выплата государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, социальных выплат Управлением Пенсионного фонда. Не согласившись с результатами освидетельствования от 12 октября 2006 года, он (истец) оспорил их в судебном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2015 года на Управление социальной политики возложена обязанность выдать Волкову А.С. удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом. На основании данного судебного акта соответствующее удостоверение выдано истцу 22 июля 2016 года. В июле 2017 года он (Волков А.С.) обратился в учреждение медико-социальной экспертизы с заявлением о выдаче ему справки МСЭ с указанием причины инвалидности - заболевание, связанное с аварией на ЧАЭС, в удовлетворении заявления было отказано. Решением Ленинского районного суда г..Екатеринбурга от 19 декабря 2017 года на учреждение МСЭ возложена обязанность по внесению изменений в акт медицинского освидетельствования, по выдаче выписки из акта с указанием причины инвалидности - "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС". 23 мая 2018 года на основании решения суда истцу была выдана справка МСЭ-2017 N с указанием на установление с 12 октября 2006 года инвалидности по причине заболевания, связанного с катастрофой на ЧАЭС. Выплаты, связанные с инвалидностью вследствие ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, возобновлены Управлением социальной политики с 01 июля 2018 года, Управлением Пенсионного фонда - с 01 июня 2018 года. Вместе с тем, за период с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2018 года указанные выплаты не производились, что свидетельствует о наличии задолженности.
Кроме того, с 30 мая 2018 года Управлением социальной политики истцу выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 3777, 30 руб, что противоречит решению Красногорского районного суда г..Каменск-Уральский Свердловской области от 20 апреля 2011 года, которым установлено, что с января 2006 года размер такой компенсации составляет 4779, 86 руб. В результате невыплаты причитающихся сумм пенсии и компенсаций в период с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2018 года, а также в связи с выплатой ЕДК в меньшем размере истцу причинены убытки.
Окончательно истец Волков А.С. настаивал на требованиях, в которых просил взыскать солидарно со всех ответчиков:
- задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2019 года в размере 1247335, 03 руб. за счет средств федерального бюджета;
- убытки за период с 01 декабря 2006 года по 31 мая 2019 года в размере 526 246, 22 руб, связанные с несвоевременной выплатой и занижением компенсации в возмещение вреда здоровью, с учетом индекса роста потребительских цен;
- задолженность по государственной пенсии по инвалидности III группы вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 939611, 41 руб.;
- задолженность по ежемесячным денежным выплатам по категории "Инвалиды вследствие ЧАЭС" с 01 ноября 2006 года по 31 марта 2007 года в размере 2341, 27 руб.;
- задолженность по ежемесячному материальному обеспечению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 138709, 68 руб.;
- убытки за период с 01 декабря 2006 года по 31 мая 2019 года в размере 428 307 руб. в связи с несвоевременной выплатой пенсионных начислений, с учетом индекса роста потребительских цен;
- возложить на Управление социальной политики обязанность назначить и выплачивать компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, начиная с 01 июля 2019 года, в размере 11278, 58 руб. ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета.
Определениями суда от 28 ноября 2019 года, от 11 ноября 2019 года, от 16 января 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты РФ (далее по тексту - ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области"), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 01 июня 2020 года исковые требования Волкова А.С. удовлетворены частично:
- с Управления социальной политики за счет средств федерального бюджета в пользу Волкова А.С. взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2019 года в размере 1 247 335, 03 руб.;
- на Управление социальной политики возложена обязанность назначить и выплачивать Волкову А.С. денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 11 278, 58 руб, начиная с 01 июля 2019 года, ежемесячно, с последующей индексацией в установленном законом порядке, за счет средств федерального бюджета;
- с ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Волкова А.С. взыскана задолженность по государственной пенсии по инвалидности III группы вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 939 611, 41 руб.;
- с ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Волкова А.С. взыскана задолженность по ежемесячным денежным выплатам по категории "Инвалиды вследствие ЧАЭС" с 01 ноября 2006 года по 31 марта 2007 года в размере 2 341, 27 руб.;
- с ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области в пользу Волкова А.С. взыскана задолженность по ежемесячному материальному обеспечению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 138 709, 68 руб.
В удовлетворении исковых требований Волкова А.С. о взыскании убытков, в удовлетворении требований, предъявленных к ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 01 июня 2020 года отменено в той части, в которой были удовлетворены исковые требования Волкова А.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, а также в той части, в которой было отказано в удовлетворении исковых требований Волкова А.С. к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации; в отменной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Волкова А.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о взыскании задолженности по государственной пенсии по инвалидности III группы вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 939 611 руб. 41 коп, по ежемесячным денежным выплатам по категории "Инвалиды вследствие ЧАЭС" с 01 ноября 2006 года по 31 марта 2007 года в размере 2341 руб. 27 коп, по ежемесячному материальному обеспечению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 за период с 01 ноября 2006 года по 31 мая 2018 года в размере 138 709 руб. 68 коп. отказано.
С Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Волкова А.С. в счет возмещения ущерба взыскано 1 080 662 руб. 36 коп.; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации просит отменить апелляционное определение в части взыскания с Минтруда России в пользу Волкова А.С. денежных средств в счет возмещения ущерба, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Волков А.С, представители Управления социальной политики, ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Волков А.С. в период с 04 июня 1987 года по 05 октября 1987 года принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
18 апреля 1990 года ему выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
22 октября 1991 года впервые установлена инвалидность третьей группы вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС.
28 июля 1994 года Волкову А.С. выдано удостоверение лица, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
28 октября 1996 года и 20 декабря 2001 года Волков А.С. проходил освидетельствования в учреждениях ВТЭК (МСЭ), по результатам которых группа и причина инвалидности подтверждались.
При очередном переосвидетельствовании 12 октября 2006 года подтверждена третья группа инвалидности, но изменена причина инвалидности с заболевания "полученного на Чернобыльской АЭС" на "общее заболевание".
С 01 ноября 2006 года Волкову А.С. на основании соответствующих распоряжений Управления социальной политики и ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области с формулировками "утрата права" прекращена выплата: ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью как инвалиду вследствие Чернобыльской катастрофы, выплата которой производилась Управлением социальной политики на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1992 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"; государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС; ежемесячной денежной выплаты по категории "Инвалиды вследствие ЧАЭС" и ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887.
Решением Красногорского районного суда г. Каменск-Уральский Свердловской области от 29 января 2015 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 декабря 2015 года, на Управление социальной политики возложена обязанность выдать Волкову А.С. удостоверение, как лицу, перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
22 июля 2016 года Управлением социальной политики истцу выдано вышеуказанное удостоверение.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19 декабря 2017 года, вступившим в законную силу, на ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" возложена обязанность внести изменения в акт медицинского освидетельствования Волкова А.С, указав причиной инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС, выдать Волкову А.С. выписку из акта медицинского освидетельствования с указанием причины инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 27 апреля 2018 года разъяснено решение суда от 19 декабря 2017 года, указано, что Волкову А.С. необоснованно была изменена причины инвалидности с 12 октября 2006 года.
23 мая 2018 года на основании решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19 декабря 2017 года (с учетом определения от 27 апреля 2018 года о разъяснении решения) ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" выдало истцу справку серии МСЭ-2017 N N, в которой указано: "третья группа инвалидности бессрочно; причина инвалидности ? заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на ЧАЭС", связь заболевания с катастрофой на ЧАЭС подтверждается за период с 12 октября 2006 года.
После предъявления истцом указанной справки и решения суда от 19 декабря 2017 года Управлением социальной политики Волкову А.С. с 30 мая 2018 года назначена пожизненная ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 3777, 30 руб, с 01 июня 2018 года - ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 903, 28 руб, единовременная компенсация за вред здоровью в размере 15054, 57 руб, ежегодная компенсация за вред здоровью за 2018 года в размере 1204, 38 руб.
С 01 июня 2018 года ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области Волкову А.С. назначена государственная пенсия по инвалидности третьей группы вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, ежемесячные выплаты по категориям "инвалиды третьей группы", "ликвидаторы 1986-1987 гг.", с 23 мая 2018 года - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Волкова А.С, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, исходил из того, что Волков А.С. является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение мер социальной поддержки, предоставленных категории граждан, указанной в пункте 1 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", необоснованно был ограничен в праве на получение мер социальной поддержки. Определяя порядок восстановления нарушенного права истца, суд исходил из того, что надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью является Управление социальной политики как орган государственной власти, осуществляющий начисление и выплату данного вида компенсационной выплаты по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на ЧАЭС, а надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании задолженности по государственной пенсии по инвалидности III группы вследствие военной травмы, связанной с аварией на ЧАЭС, по ежемесячным денежным выплатам по категории "Инвалиды вследствие ЧАЭС", по ежемесячному материальному обеспечению в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2005 года N 887 является ГУ-УПФР в г..Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, осуществляющий назначение и выплату вышеуказанных мер социальной поддержки. При этом суд согласился с расчетом истца.
Возлагая на Управление социальной политики обязанность назначить и выплачивать Волкову А.С. компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС начиная с 01 июля 2019 года в размере 11278, 58 руб, суд указал на то, что определенный ответчиком размер компенсации (3777, 30 руб.) не соответствует размеру такой компенсации, установленному решением Красногорского районного суда г..Каменск-Уральский Свердловской области от 20 апреля 2011 года (4 779 руб. 86 коп.), проиндексировав сумму 4 779 руб. 86 коп. по состоянию на 01 июля 2020 года, суд пришел к выводу о том, размер компенсации в возмещение вреда здоровью должен составлять 11 278 руб. 58 коп.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в той части, в которой были удовлетворены исковые требования Волкова А.С. к Управлению социальной политики.
Не соглашаясь с выводами суда о возложении ответственности на ГУ-УПФР в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств вины пенсионного органа в прекращении выплат в пользу Волкова А.С. Установив вину ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области", необоснованно изменившего причину инвалидности истца при его очередном переосвидетельствовании 12 октября 2006 года, что повлекло необоснованное прекращение пенсионных выплат Волкову А.С, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания заявленных истцом сумм с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности за счет казны Российской Федерации.
Настаивая на отмене апелляционного определения, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ссылается на то, что необоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика, на отсутствие вины в нарушении прав Волкова А.В. на своевременное получение пенсионных выплат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610, Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, в том числе на проведение медико-социальной экспертизы граждан в подведомственных Министерству учреждениях медико-социальной экспертизы.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм законодательства, ответственность за незаконные действия ФКУ "ГБ МСЭ по Свердловской области" должно нести Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации за счет казны Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Доводы кассационной жалобы о том, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Минтруда России только в случае недостаточности средств, правового значения не имеют, поскольку при разрешении спора Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации к субсидиарной ответственности не привлечено, причиненный Волкову А.С. ущерб взыскан исключительно с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по основаниям, предусмотренным положениями статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены апелляционного определения.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.