Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Зориной С.А, Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по кассационной жалобе Федоровой Галины Геннадьевны на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 августа 2020 года, вынесенные по гражданскому делу N 2-1931/2019 по иску Федоровой Галины Геннадьевны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на предоставление социальной выплаты и возложении обязанности включить в данный список.
Заслушав доклад судьи Зориной С.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Федорова Г.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения об исключении из списка граждан на предоставление социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" исходя из даты постановки на учёт.
В обоснование исковых требований указала, что состояла в списках граждан - получателей социальной выплаты в связи с выездом из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области в составе семьи своего супруга "данные изъяты", который был принят на учёт по категории "инвалиды". В связи со смертью 21 августа 2016 года супруга истец исключена из данного списка со ссылкой на отсутствие у Федоровой Г.Г. 15-летнего стажа работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Полагает, что данное решение является незаконным, так как на членов семьи умершего гражданина, состоявшего в окружном списке, указанные требования не распространяются.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 августа 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указано, что требование о наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет не распространяется на члена семьи умершего гражданина, состоявшего на указанном учете, заявитель имеет право на получение социальной выплаты на основании пп. д п. 2.10 Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество", утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N437-п как член семьи умершего, состоявшего в окружном списке.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки не сообщили. При этом информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Федорова Г.Г. в составе семьи своего супруга "данные изъяты" была принята на учёт 17 июня 2016 года в категории "инвалиды" в рамках программы "Сотрудничество", утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 года N 437-П.
В связи со смертью заявителя "данные изъяты" 21 августа 2016 года Федорова Г.Г. на основании заявления от 11 октября 2016 года была включена в список по дате подачи заявления "данные изъяты" от 17 июня 2016 года в той же категории "инвалиды" с целью сохранения очередности.
В ходе проверочных мероприятий по заявлению истца от 31 октября 2019 года о предоставлении социальной выплаты было выявлено, что у истца продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 7 лет 7 месяцев 12 дней, то есть, менее 15 лет.
Приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 13 марта 2019 года N 87-од/ж истец исключена из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество" по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 2.10. Положения - в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений.
Суд первой инстанции, руководствуясь п. 1.2 - 1.4, 2.7-1 Положения о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N 437-П (далее - Положение), указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поскольку у Федоровой Г.Г. как члена семьи получателя социальной выплаты отсутствует необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Проверив оспариваемые судебные акты по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения.
Доводы заявителя о том, что требование о наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет не распространяется на члена семьи умершего гражданина, состоявшего на указанном учете, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения (здесь и далее нормы Положения приведены в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения (жилых помещений) имеют граждане, постоянно проживающие в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), выезжающие из автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не получавшие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций, за исключением граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий на территории автономного округа при переселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу:
- инвалиды I и II групп, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет, состоящие на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". При этом решение о возможности предоставления социальной выплаты таким гражданам принимается при достижении ими общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет (п. 1.2.1);
- граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет (п. 1.2.2).
Пунктом 1.4 Положения установлено, что применительно к условиям настоящего Положения членами семьи гражданина-получателя социальной выплаты признаются супруг (супруга), их родители, постоянно проживающие с получателем социальной выплаты и относящиеся к категориям граждан, установленным пунктом 1.2 настоящего Положения.
Согласно п. 2.7-1 Положения в случае смерти заявителя, в отношении которого было принято решение о включении в список граждан по муниципальному образованию, органы местного самоуправления, с согласия всех членов семьи умершего заявителя, включают в такой список в качестве заявителя одного из них. Новый заявитель включается в список той же категории, в которой состоял умерший член семьи, по дате подачи заявления умершего заявителя.
С учетом указанных положений суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчиком принято законное решение об исключении Федоровой Г.Г. из списка граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", поскольку она как член семьи получателя социальной выплаты по смыслу Положения также должна была соответствовать требованиям пункта 1.2, в частности, требованию о наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Ссылка заявителя на подпункт "д" пункта 2.10 Положения, в котором указано о сохранении за членами семьи умершего гражданина права на получение социальной выплаты, не состоятельна, поскольку понятие члена семьи, применительно к настоящему Положению, предусматривает соответствие таких граждан п. 1.2 Положения, соответственно и требованию о наличии стажа.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, бремя доказывания между сторонами распределено правильно, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федоровой Галины Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.