Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Марченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-211/2020 по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Пермского края "Озёрский психоневрологический интернат" в лице филиалов - "Октябрьский психоневрологический интернат" и Сарсинское отделение социального стационарного обслуживания о возложении обязанности привести штатное расписание в соответствие
по кассационным жалобам Министерства социального развития Пермского края, Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Озёрский психоневрологический интернат" на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 07.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23.09.2020.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснения представителя Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Озёрский психоневрологический интернат" - Бахматовой О.Г, поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Никитиной Н.В. возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Октябрьского района Пермского края, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Пермского края "Озёрский психоневрологический интернат" (далее ГБУ ПК "Озёрский ПНИ") и просил:
обязать ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" привести штатное расписание "Октябрьский ПНИ" - филиал ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" и Сарсинское отделение социального стационарного обслуживания ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" в соответствии с Приложением N 1 к Правилам организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утверждённых приказом Минтруда Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н (далее - Приказ N 940н), и Нормативами численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утверждённых постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.12.2003 N 86, путём введения в него необходимого количества штатных единиц санитарок и врача-психиатра.
В обоснование требований указано на то, что в результате проверки ГБУ ПК "Озёрский ПНИ", проведённой прокуратурой, выявлены нарушения законодательства в сфере здравоохранения, нарушен порядок организации деятельности в филиалах ГБУ ПК "Озёрский ПНИ", который выразился в том, что в указанных филиалах должности санитарок не введены, наличие штатных единиц по данной должности директором учреждения не предусмотрены; В Сарсинском ОССО и Октябрьском предусмотрены штатные единицы врача психиатра на 0, 10 ставки и 0, 25 ставки.
При этом установлено, что все лица, проживающие в "Октябрьском ПНИ" и Сарсинском ОССО получают медицинскую помощь врача-психиатра в ГБУ ПК "Октябрьская Центральная районная больница" лишь по показаниям и лишены постоянного наблюдения со стороны врача-психиатра психоневрологического интерната.
Соответственно, в "Октябрьском ПНИ" должны быть введены следующие штатные единицы: санитарка сопровождающая - 3 штатные единицы; санитарка-уборщица - 5 штатных единиц; врач-психиатр - 2 штатные единицы.
В Сарсинском ОССО - санитарка сопровождающая - 2 штатные единицы; санитарка-уборщица 2 штатные единицы; врач-психиатр 1 штатная единица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития Пермского края.
Решением Октябрьского районного суда Пермского края от 07.07.2020 исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворены, на ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" возложена обязанность привести штатное расписание филиалов в соответствие с Приложением N 1 к Приказу N 940н и Нормативам численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утверждённых постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.12.2003 N 86, путём введения в него необходимого количества штатных единиц санитарок и врача-психиатра в срок в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23.09.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах заявители просят отменить обжалуемые судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Заслушав представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационных жалоб (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что структура организации ответчика не соответствует общим требованиям, установленным для соответствующей медицинской организации (ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утверждённые постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.12.2003 N 86 (далее - Постановление N 86), Приказ N 940н, п. 3, пдп. "ж" п. 4, п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Постановление N 291).
Суд исходил из того, что "Октябрьский ПНИ" и Сарсинский ОССО, являясь филиалами ГБУ ПК "Озёрский ПНИ", осуществляют деятельность при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по психиатрии.
У ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с которой он оказывает: первичную, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь. Организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебному делу, сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по психиатрии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Согласно Уставу ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" проводит, в том числе, мероприятия медицинского характера, направленные на обеспечение ухода и медицинской помощи инвалидам и гражданам, страдающими психическим хроническими заболеваниями, также уставом установлено, что к компетенции директора относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, в том числе организация работы учреждения, утверждение штатного расписания.
При этом суд исходил из того, что в "Октябрьском ПНИ" размещено 115 коек (проживает 114 человек), в Сарсинском ОССО - 60 коек (проживает 60 человек), норматив численности работников, занятых медицинским обслуживанием в Учреждении должен составлять: Санитарка-сопровождающая - 1 на 30 коек, санитарка-уборщица - 1 на 30 коек, врач-психиатр - 1 на 50 коек (Постановление N 86); в соответствии с Приказом N 940н утверждены штатные нормативы для психоневрологического интерната при количестве коек до 100 необходимо введение 1 штатной единицы санитарки сопровождающей (на 30 коек), санитарки-уборщицы в количестве 2 штатные единицы, врача психиатра (на 50 коек) в количестве 1 штатной единицы; при количестве коек от 101 до 300 - 1 штатная единица санитарки сопровождающей (на 30 коек), санитарки-уборщицы в количестве 5 штатных единиц и врача психиатра (на 50 коек) в количестве 1 штатной единицы.
Судом отклонён довод о том, что Приказ N 940н носит рекомендательный характер, поскольку рекомендуемыми являются нормативы штатных единиц, а не штатные должности.
Судом отклонены доводы истца и третьего лица - Министерства социального развития Пермского края о том, что к должностным обязанностям санитарки относится уборка в медицинских организациях, то есть работа в области здравоохранения, в то время как истец является учреждением социального стационарного обслуживания населения, которое предполагает работу не с пациентами, а с получателями социальных услуг; норматив штатной численности "сиделка" соответствует законодательству, поскольку их отсутствие нарушает права лиц, проживающих в данных учреждениях, с учётом их различного должностного функционала, в Приложении N 1 к Правилам N 940н должность санитарки указана, следовательно, она должна быть введена, как и должность "сиделка" (Номенклатура должностей медицинский работников и фармацевтических работников, утверждённая Приказом Минздрава Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н).
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленными судами. Спор разрешен с соблюдением норм процессуального права при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В кассационных жалобах заявители ссылаются на то, что судами применены нормы материального права, не подлежащие применению (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", Постановление N 291), поскольку эти нормы регулируют отношения государственных медицинских учреждений, интернат не входит в государственную систему здравоохранения;
ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" является государственным бюджетным учреждением, введение должностей санитарок повлечёт за собой нецелевой использование денежных средств, потому что оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи не является основным видом деятельности ответчика;
обязанности по соблюдению штатных должностей у ответчика не имелось, поскольку нормы, регулирующие этот вопрос, носят рекомендательный характер, штатная численность стационарной организации устанавливается руководителем;
ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" не является медицинской организацией, а является поставщиком социальных услуг;
отсутствует необходимость в услугах санитарок, поскольку это не предусмотрено законодательством (ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации").
Изложенные доводы свидетельствуют о несогласии с произведенной судами двух инстанций оценкой доказательств и установленных на основании данной оценки обстоятельств о необходимости введения в штат необходимого количества санитарок и врача-психиатра. Фактически доводы заявителя дублируют его позицию, изложенную ранее при рассмотрении дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, данные доводы были обоснованно отклонены.
Судами правильно применены нормы материального права. Являются правильными выводы судов о том, что осуществляемые ответчиком услуги по медико-социальной помощи и психиатрии относятся к медицинской деятельности (перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности Постановления N 291), само по себе её осуществление требует получения лицензии (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), что влечёт за собой распространение на данные отношения законодательства в сфере охраны здоровья граждан, правил о порядке её осуществления.
Надлежащее качество осуществления медицинской деятельности, в том числе если она не является основным видом деятельности (на осуществление которой у ГБУ ПК "Озёрский ПНИ" есть лицензия), возможно только при наличии необходимого количества квалифицированного медицинского персонала.
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Пермского края от 07.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23.09.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства социального развития Пермского края, государственного бюджетного учреждения Пермского края "Озёрский психоневрологический интернат" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.