Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2021 г. по делу N 16-665/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу председателя правления товарищества собственников жилья "Альянс" Лазаревой Инны Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 июля 2020г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 16 сентября 2020г., вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья "Альянс" (далее - ТСЖ "Альянс", товарищество) Лазаревой Инны Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 июля 2020г. должностное лицо - председатель правления ТСЖ "Альянс" Лазарева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Кемеровского областного суда от 16 сентября 2020г. постановление судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 июля 2020г. изменено: исключены выводы о нарушении Лазаревой И.В. п. 11-1 распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020г. N 21-рг в редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11 апреля 2020г. N 45-рг в части неразмещения графиков дезинфекции мест общего пользования многоквартирного дома. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Лазарева И.В. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - правила).
Согласно п.1 Правил граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ, направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ, организации организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пп "г" п.6 Правил).
Учитывая положения п. 8 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп "а.2" п. "а" ст. 10 указанного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "м" ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020г. N 21-рг (в ред. от 11.04.2020) "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - распоряжение Губернатора Кемеровской области от 14 марта 2020г. N 21-рг) с 16 марта 2020г. на территории Кемеровской области введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность".
Согласно п. 11-1 указанного распоряжения Губернатора Кемеровской области руководителям управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и иных организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или его обслуживание, необходимо:
организовать и обеспечить проведение дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах не реже одного раза в день в соответствии с рекомендациями по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являющимися приложением к письму Роспотребнадзора от 3 апреля 2020г. N 02/5925-2020-24;
обеспечить ограждение сигнальными лентами детских и спортивных площадок, расположенных на прилегающих территориях к многоквартирным домам.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения председателя правления ТСЖ "Альянс" Лазаревой Н.В. к административной ответственности послужили выводы судьи городского суда о том, что при проведении 28 мая 2020г. в 13 часов должностным лицом жилищной инспекции Кемеровской области осмотра многоквартирного жилого дома по ул. Шахтеров, 16 г. Междуреченска Кемеровской области выявлено нарушение товариществом, председателем которого является Лазарева И.В, п. 11-1 распоряжения Губернатора Кемеровской области от 14 марта 2020г. N 21-рг: в подъездах дома отсутствуют графики дезинфекции мест общего пользования, детская площадка двора дома не огорожена.
Судья областного суда, уменьшив объем вмененных в вину Лазаревой И.В. нарушений в части отсутствия графиков дезинфекции мест общего пользования, в остальной части вмененных в вину председателю товарищества нарушений согласился с выводами городского суда.
Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2020г, актом обнаружения от 28 мая 2020г. и фотоматериалом к нему, подписанным Лазаревой И.В, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, по существу в жалобе заявителем не оспариваются.
Таким образом, деяние Лазаревой И.В, не исполнившей надлежащим образом возложенные на нее обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Квалификация выявленного нарушения дана в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 28.5 КоАП РФ, не свидетельствуют о недостоверности данного доказательства, как не влияющие на его достоверность и объективность.
Доводы жалобы о том, что по занимаемой должности Лазарева И.В. не является должностным лицом, несостоятельны, противоречат положениям ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой под должностным лицом наряду с прочим следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из п.п. 1.1 -1.8, 12.1, 12.2 Устава ТСЖ "Альянс" следует, что товарищество является некоммерческой организацией, юридическим лицом. Председатель правления обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицом товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Также председатель действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые не требуют одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и вносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества для работников, осуществляющих ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, иные документы, предусмотренные жилищным законодательством, Уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Остальные доводы жалобы заявителя, аналогичные рассмотренным судебными инстанциями, в том числе о необоснованном вменении отсутствия графиков проведения дезинфекции, нарушении права на защиту были предметом исследования и судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться.
Постановление о привлечении Лазаревой И.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Рассматривая дело в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, судья областного суда проверил доводы жалобы заявителя в полном объеме, имеющим правовое значение дал надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 29 июля 2020г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 16 сентября 2020г. оставить без изменения, жалобу Лазаревой И.В. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.