Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Жээналиева Нурсултана Эрмекбаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 2 октября 2020г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020г., вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Жээналиева Нурсултана Эрмекбаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 2 октября 2020г, оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020г, гражданин "данные изъяты" Жээналиев Н.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Жээналиев Н.Э. настаивает на изменении судебных решений как незаконных в части назначения административного выдворения.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками отдела полиции N 4 МУ МВД России "Красноярское" 1 октября 2020г. в 14 часов на пр. Красноярский рабочий, д. 15 г. Красноярска выявлен гражданин "данные изъяты" Жээналиев Н.Э, прибывший в Российскую Федерацию 18 мая 2018г. в порядке, не требующем получения визы. В нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ по истечении срока временного пребывания 17 мая 2019г. из Российской Федерации Жээналиев Н.Э. не выехал.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, указанными в обжалуемых судебных актах, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Жээналиевым Н.Э. нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
В настоящей жалобе Жээналиев Н.Э. заявляет о том, что назначенное ему дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет серьезное вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, со ссылкой на то, что на территории Российской Федерации проживают его сестра и другие родственники, являющиеся гражданами Российской Федерации.
Данные доводы повлечь отмену или изменение состоявшегося по делу судебного акта не могут.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
К тому же, оснований полагать, что указанное заявителем жалобы родство Жээналиева Н.Э. с лицами (сестра, тети), являющимися гражданами Российской Федерации, свидетельствует о статусе семьи Жээналиева Н.Э, существующем в традициях общества, а также в значении, закрепленном в законодательстве государства пребывания, не имеется.
При таких условиях нет оснований полагать выводы судебных инстанций о виновности Жээналиева Н.Э. необоснованными.
Вместе с тем назначенное Жээналиеву Н.Э. наказание подлежит изменению.
Судебными инстанциями не учтено, что в период с 15 марта 2020г. по 15 декабря 2020 г. включительно согласно пп 2 п.2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в редакции от 23 сентября 2020г, распространившей действие на правоотношения, возникшие с 16 сентября 2020г, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Жээналиева Н.Э. к административной ответственности имели место 1 октября 2020 г, то есть в период действия ограничительных мер в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ допущенное районным судом нарушение не было устранено краевым судом.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат изменению путем исключения указания на назначение Жээналиеву Н.Э. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу Жээналиева Н.Э. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Красноярска от 2 октября 2020г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 19 ноября 2020г. изменить, исключив указание на назначение Жээналиеву Н.Э. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в остальной части оставить без изменения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.